КОРБИ - Страница 6

В это же время на основе своих проповедей для монахов он начал составлять пространное толкование на Евангелие от Матфея, которое завершил только к концу жизни. Исследователи полагают, что ещё при жизни аббата Валы при его непосредственном участии Пасхазий Радберт начал работу над новым каноническим сборником на основе «Испанского собрания» («Collectio Hispana»), который, возможно, в 833 г. они преподнесли папе Римскому Григорию IV. Впоследствии, использовав канонические тексты, интерполированные или сфабрикованные Пасхазием Радбертом, его ученики составили Лжеисидоровы декреталии, получившие распространение после 850 г. В 831–833 гг. по просьбе Варина, аббата монастыря Корвей, Пасхазий Радберт составил первый в истории латинской богословской литературы трактат, специально посвящённый таинству евхаристии, – «О Теле и Крови Господних». На Рождество 843 или на Пасху 844 г., уже будучи аббатом, он опубликовал этот трактат и посвятил его королю Карлу Лысому. Главный вопрос, который рассматривал Пасхазий Радберт, – соотношение евхаристического Тела Христова и «исторического» Тела Иисуса Христа. Он доказывал, что Тело и Кровь Христовы в евхаристии суть То же Самое Тело Христово, Которое родилось от Девы, страдало и теперь пребывает на небесах. В 846–847 гг. Пасхазий Радберт принял участие в совещании епископов в Париже и добился подтверждения права Корби на свободное избрание аббата. Епископы узаконили привилегии Корби и анафематствовали того, кто попытается стать аббатом путём подкупа. В этот период аббатство стало центром споров о предопределении. На Соборе в Кьерзи (849 г.) по настоянию архиепископа Гинкмара Реймсского был осуждён Готшальк, который провёл некоторое время в Корби и был другом учёного монаха Ратрамна (ум. в 868 г.). Трактат, написанный Ратрамном в защиту Готшалька, привёл к разделению франкских богословов на два лагеря, т.к. Ратрамн пользовался благосклонностью Карла Лысого. В 851 г. с согласия Пасхазия аббатом Корби стал Одон, а Пасхазий (по мнению исследователей, из-за сложных отношений с Карлом Лысым) удалился на покой в аббатство Сен-Рикье, где вскоре скончался (до 860 г.). Одону удалось добиться привилегии иммунитета от папы Бенедикта III (7 октября 855 г.). В 863 г. привилегия была подтверждена папой Николаем I. В 859 г. аббат Одон возглавил отряды, противостоявшие набегам викингов, а в 861 г. был возведён на епископскую кафедру в Бове. В 859 г. Ратрамн спровоцировал новую волну богословских споров. В ответ на вопросы Карла Лысого он написал трактат с тем же названием, что и Пасхазий, – «О Теле и Крови Господних», в котором утверждал, что хлеб и вино и Тело и Кровь Христовы – это одно и то же, при этом субстанция хлеба и вина сохраняется и после освящения гостии. Исследователи полагают, что Ратрамн спорил не столько с Пасхазием, сколько с кем-то из его последователей. На стороне Ратрамна выступили Рабан Мавр, Валафрид Страбон и Флор Лионский; учение Пасхазия защищали Гинкмар Реймсский, св. Гаймон, епископ Хальберштадтский, и Ремигий Осерский. В 881 г. аббатство было разорено викингами. Для защиты от их набегов в 901 г., при аббате Франконе (892–911 гг.), с разрешения короля Карла Простоватого в Корби были построены укрепления (castellum).

 



 
PR-CY.ru