КОРБИ - Страница 3

В 769 г. Карл Великий в грамоте на имя аббата Хадона подтвердил привилегии Корби. При аббате Маурдрамне (771 – 780/781 гг.) был существенно расширен монастырский скрипторий. С именем Маурдрамна связано первое датированное свидетельство использования каролингского минускула – шеститомный Ветхий Завет, созданный в Корби в 770 гг. Наивысшего расцвета Корби достигло при аббате Адальхарде I (780/781 – 814, 821– 826 гг.), племяннике Пипина III Короткого и двоюродном брате Карла Великого. Адальхард пользовался особым доверием со стороны Карла Великого и обладал большим авторитетом при дворе. По мнению исследователей, поступление Адальхарда в Корби в качестве новиция (772 г.) было связано с тем, что он обвинял Карла Великого в двоежёнстве. Первоначально Адальхард нёс послушание монастырского садовника. Друзья и родственники убеждали его не уходить из политической жизни, поэтому он попытался скрыться в аббатстве Монте-Кассино, но Карл Великий велел ему вернуться в Корби. Около 800 г. по указанию Адальхарда, ставшего аббатом, в Корби была построена третья церковь, во имя св. Иоанна Евангелиста. Благодаря дружбе Адальхарда с Алкуином, который в письмах называл его Антонием, библиотека Корби пополнилась сочинениями Алкуина и его учеников. Между 770 и 830 гг. в монастырском скриптории работали больше сотни писцов, к концу этого периода в библиотеке было более 120 рукописей. Принадлежность сохранившихся рукописей библиотеке Корби исследователи устанавливают по владельческим записям («Liber Sancti Petri Corbei»), по нескольким средневековым каталогам, а также на основании палеографического и кодикологического анализа. Исследователи полагают, что около 802 г. Адальхард вступил в полемику со св. Бенедиктом Анианским по вопросам монашеской дисциплины, за которыми скрывалась проблема введения единого устава во всех франкских монастырях. Так, Адальхард полагал, что мирянин, желающий стать монахом, должен получить тонзуру до истечения первого года жизни в монастыре (желательно в течение первых двух месяцев) и только после этого проходить новициат, тогда как Бенедикт Анианский требовал, чтобы новиций получал тонзуру только через год и более пребывания в монастыре. Адальхард разрешал бедным разделять трапезу с монахами в рефектории, но запрещал входить туда богатым мирянам (они вкушали пищу с аббатом); по мнению Бенедикта Анианского, в рефектории могли находиться только монахи. Адальхард допускал утренний сон после окончания вигилии; он считал запрещённой для монахов пищей не только мясо животных, но и жиры животного происхождения. Ритуальное омовение ног братии, по мнению Адальхарда, должно было совершаться в полном молчании. В 809 г. вместе с Бернхарием (Бернардом) Вормсским и аббатом Смарагдом Адальхард доставил в Рим акты Ахенского собора, на котором обсуждался вопрос об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. В 811 г. его назначили регентом при Бернарде, будущем короле Италии, для которого Адальхард, по мнению исследователей, написал трактат «De ordine palatii», впоследствии положенный в основу одноимённого сочинения архиепископа Гинкмара Реймсского.

 



 
PR-CY.ru