КОРБИ

КОРБИ – католический бенедиктинский монастырь св. апостолов Петра и Павла (области Пикардия, Франция). Исследователи полагают, что монастырь был основан между 657 и 661 гг. на месте галло-римской виллы и христианского ксенодохия (благотворительного учреждения). Его основателями считаются члены королевского дома Меровингов – св. Бальтхильда, вдова Хлодвига II, короля Нейстрии и Бургундии (638/639 – 657 гг.), и её малолетний сын Хлотарь III (король Нейстрии и Бургундии в 657–673 гг.). Земля, на которой была построена обитель, принадлежала Гунтланду, майордому Хлотаря III, а после его смерти в 639 или 641 г. стала частью королевского фиска. Согласно Житию Бальтхильды, составленному вскоре после её кончины, королева обратилась к св. Вальдеберту, аббату монастыря Луксовий (см. Люксёй), с просьбой прислать монаха Теодефреда, которого она пожелала назначить аббатом Корби. В ответ Вальдеберт, заинтересованный в появлении у Луксовия дочерних обителей, прислал группу монахов. Вскоре в Корби были построены две церкви – во имя апостолов Петра и Павла (главный храм) и во имя св. Стефана. По мнению исследователей, монахи Луксовия привезли в Корби рукописи, положив начало книжному собранию монастыря. Сохранились четыре дарственные грамоты, изданные в пользу Корби членами династии Меровингов – Бальтхильдой и Хлотарем III, а также её сыновьями Хильдериком II (ум. в 675 г.) и Теодорихом III (ум. в 691 г.). Согласно одной из грамот, в 664 г. король Хлотарь III освободил Корби от всех налогов и податей (integra immunitas). Самая ранняя рукопись, в которой содержится текст грамот, по мнению ряда исследователей, создана во второй трети IX в., по мнению других – между 862 и 880 гг. Анализ композиции текстов и формуляров, а также топографических указаний в описаниях монастырских владений позволяет исследователям сделать вывод, что все эти грамоты являются подложными. Их составление исследователи датируют либо третьей четвертью IX в., либо более ранней эпохой Карла Мартелла (около 688 – 741 гг.) или Пипина III Короткого (714–768 гг.). В отличие от королевских грамот привилегия, полученная Корби в 664 г. от Бертефрида, епископа Амбианского (Амьенского), исследователи считают подлинной. Согласно этому документу, епископ отказался от притязаний на собственность монастыря и подтвердил право монахов выбирать аббата без вмешательства епископа, при условии, что аббат будет утверждён королём. В обязанности монахов входила молитва за короля и королевство. Согласно подложной грамоте об основании Корби, монахи соблюдали Устав Бенедикта («sub sancta regula»), но в грамоте епископа приводится более достоверная информация – в Корби действовало так называемое смешанное Правило святых Бенедикта и Колумбана. Судя по унциальной рукописи эпохи Меровингов, хранившейся в монастырской библиотеке (Российская национальная библиотека), исследователи сделали вывод, что в Корби использовалось также Правило Василия Великого (совмещение нескольких уставов было характерно для меровингского монашества). В Корби хранилась также рукопись так называемого Устава Учителя («Regula Magistri»), созданная в Южной Италии в VI–VII вв. По мнению исследователей, монахи Корби считали этот текст полной или оригинальной версией бенедиктинского устава.

 



 
PR-CY.ru