КОРБИ - Страница 5

При Карле Великом Вала был одним из наиболее влиятельных аристократов (в завещании императора он назван первым среди свидетелей-графов). После восшествия на престол Людовик Благочестивый рассматривал Валу как опасного соперника, но тот решил принести монашеские обеты в Корби. В 822 г. Вала сопровождал Лотаря I во время похода в Италию в качестве его наставника и наместника королевства (procurator regni et magister imperatoris). Исследователи полагают, что тогда же Вала отправил в Корби рукописи из Рима (по словам Амалария Мецского, он вывез во Францию лучшую рукопись римского Антифонария). Став аббатом Корби, Вала, по свидетельству современников, обычно жил при дворе. В 828 г. на собрании высших церковных иерархов и знати он представил Людовику Благочестивому записку с критикой положения дел в империи. В частности, Вала выступил против поощрения императором вмешательства светских властей в церковные дела, против практики поставления аббатов-мирян и неканонических избраний, против роста влияния придворных капелланов (эти вопросы обсуждались на Парижском синоде в мае 829 г.). Исследователи полагают, что Вала вместе с Хильдуином, аббатом Сен-Дени, аббатом Элизахаром и епископом Иессеем Амьенским принял участие в мятеже 830 г., поддержав Лотаря I, и за это был сослан в Корби, потом на Женевское озеро, затем в Нуармутье и снова в Корби, но уже как простой монах. В 833 г. он вновь присоединился к восстанию на стороне Лотаря I. Император потребовал от него принести клятву верности, но Вала отказался и отправился к Лотарю I в Италию, где был назначен аббатом Боббио. Между 834 и 836 гг. он, подобно Адальхарду I, издал статуты для Боббио. В 836 г. Вала в качестве посланника Лотаря I отправился на встречу с императором Людовиком Благочестивым в Тьонвиль, где они помирились; на обратном пути в Италию Вала умер от лихорадки (31 августа 836 г.). Преемником Валы стал аббат Хеддон, при котором состоялось перенесение мощей св. Вита из Сен-Дени в Корвей, затем Корби возглавлял аббат Исаак (837–843 гг.). В этот период земли Корби оказались на границе между территориями, которые контролировались императором Лотарем I и королём Карлом Лысым. Король, посетивший Корби в 843 г., считал, что монастырские земли были частью его владений; он использовал обитель в качестве королевской тюрьмы (до 854 г. там содержали Карла, сына короля Пипина Аквитанского, а в 873 в Корби доставили ослеплённого Карломана, мятежного сына Карла Лысого). В этот период монастырский библиотекарь Хадоард составил два флорилегия, которые оказали огромное влияние на богословские споры эпохи Каролингов: патристический флорилегий (главным образом, выдержки из сочинений Августина Блаженного) и сборник фрагментов из творений античных авторов (Цицерона, Макробия, Марциана Капеллы). В IX в. в Корби были выполнены уникальные рукописи трудов античных авторов – Сенеки, Саллюстия, Тита Ливия, Колумеллы, Фронтона и др. В 843 г. аббатом Корби стал Пасхазий Радберт, один из наиболее значительных богословов и экзегетов того времени. Ещё будучи простым монахом Корби, сразу после кончины Адальхарда, он составил его Житие, а после смерти Валы написал в его честь Похвальное слово в форме диалога («Epitaphium Arsenii»).

 



 
PR-CY.ru