КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 8

Религиозные воззрения Ф. Гемстергюи были навеяны его любовью к платонизму, он понимал Бога как безличное Верховное Существо, к которому стремится всякая душа, и признавал существование мировой души, что и дало В.А. Кожевникову право утверждать, что веру он обосновывал язычески. «Его религиозность, – писал В.А. Кожевников, – это религиозность античного языческого философа, одинаково далёкая и от христианской, и от деистической; от первой она отличается тем, что не считает Откровение необходимым, не признаёт греха, не нуждается в его искуплении; от второй – тем, что основывает себя не на умозаключениях, не на рассуждении, а на чувстве». К достоинствам религиозного учения Ф. Гемстергюи В.А. Кожевников относил: 1) безусловный приоритет чувств над разумом в вопросах веры; 2) субъективный характер веры, имеющий в виду не ложные и относительные представления о Боге, а особую субъективность, присущую всякой личности; 3) критику деизма, несмотря на то что она в своей непоследовательности доходила до признания «естественной религии»; 4) критику традиционного доказательств бытия Бога. Сравнивая вклад Ф. Гемстергюи и Ж.-Ж. Руссо, В.А. Кожевников писал: «Руссо воскресил религиозное чувство на почве светского гуманизма, но ограничил его слишком объективным содержанием в деистическом смысле. Гемстергюи уже поставил в основе религиозного чувства субъективность; но самое чувство это понимал в слишком общих чертах, не испытывая и не сознавая потребность облечь его в конкретную определённую форму». Третий, самый большой по объёму, раздел книги посвящён философии И.Г. Гамана. Этот раздел включает множество разнообразных и в некоторых случаях подробно разработанных литературно-эстетических материалов, характеризующих культуру эпохи Просвещения во всей сложности и противоречивости протекавших в ней процессов, её отношение к античному наследию, к классицизму, к проблематике споров об эмансипации чувств, о гении, гениальности и «прекрасной душе». В.А. Кожевников отмечал, что параллельно с развитием философии чувства и веры, а часто и опережая его, стремление к свободе и к утверждению прав индивидуальности и её новое понимание в качестве творца собственной жизни и культуры находят своё глубокое выражение в художественной литературе эпохи Просвещения. Значительное место в книге В.А. Кожевникова отведено рассмотрению французской, английской и немецкой литературы, анализу влияния И.Г. Гамана на литературное направление «Буря и натиск» («Sturm und Drang»), возникновению, эволюции и упадку сентиментализма и этического индивидуализма. Религиозное брожение, присущее эпохе Просвещения, В.А. Кожевников обсуждал в связи с пиетизмом. По его мнению, возникновение и распространение пиетизма, основу которого составляло аскетическое отношение к чувствам, стало ответом на господствовавший в Германии в течение длительного времени церковный рационализм и догматический объективизм. Пиетизм, считал В.А. Кожевников, остановил в Германии не только развитие светского образа жизни и свободу выражения чувств, но и свободу мысли.

 



 
PR-CY.ru