КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 7

Однако, характеризуя теорию познания Ф. Гемстергюи, В.А. Кожевников вопреки собственным утверждениям писал, что «мы слышим ученика Локка или даже Гартлея (Гартли)» («Философия чувства», 1897 г.). Философию Ф. Гемстергюи В.А. Кожевников рассматривал последовательно, анализируя его эстетические взгляды, теоретическую философию, этику, включающую учение о нравственности и душе, и религиозные воззрения. В характеристике эстетических взглядов Ф. Гемстергюи он подчёркивал их глубокую связь с нравственными достоинствами и «художественной натурой» самого философа, высоко ценившего античное искусство и противопоставлявшего свои вкусы и воззрения легкомыслию большинства современников. В теоретической философии Ф. Гемстергюи, которая включала учение о методе и теорию познания, В.А. Кожевников отмечал как его критику рационалистических построений Рене Декарта (1596–1650 гг.), так и стремление обосновать чувство и чувственный опыт в качестве источника первичного знания вообще. В своём важнейшем, но отнюдь не бесспорном для исследователей определении В.А. Кожевников писал, что «философия чувства должна и может основывать себя только на непоколебимой вере в реальность данных чувства, чем она себя и противополагает идеализму чистого мышления; допускать сомнение в абсолютной содержательности ощущения – есть для неё ренегатство..., вера в реальность и истину ощущения и есть именно то, что делает философию чувства философией веры...». К существенным недостаткам теоретической философии Ф. Гемстергюи, которые вели к неразрешимым противоречиям, В.А. Кожевников относил его концепцию познания, представления, что: 1) ощущения не выражают всей сущности вещей, но только свидетельствуют об их внешней стороне («первичные идеи»); 2) органы чувств на физиологическом уровне (в качестве движений чувств) кодируют первичные идеи в «знаки»; 3) ощущения соединяются с интуитивной способностью (т.е. с разумом) посредством души, которая «воспроизводит эти движения для припоминания этих идей». По мнению В.А. Кожевникова, в этике Ф. Гемстергюи учит о свободе воли и принципиальных отличиях души и тела, а в теоретической философии утверждает зависимость знания от физиологического устройства тела. Основу этических воззрений Ф. Гемстергюи составляло убеждение в существовании общего для всех людей «нравственного принципа», который находит полное выражение в качестве «естественного закона» жизни личности и является основой её религиозности, а также в наличии в ней особого «нравственного органа». В.А. Кожевников считал, что Ф. Гемстергюи лишь постулирует, но не обосновывает эти положения. В целом В.А. Кожевников положительно оценивал нравственное учение Ф. Гемстергюи, поскольку, согласно последнему, нравственность опирается на чувство.

 



 
PR-CY.ru