КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 3

Тем не менее, даже в незавершённом состоянии работа В.А. Кожевникова, по мнению исследователей, всё ещё остаётся для русской историко-философской науки одной из немногих по обсуждаемой проблематике и не потеряла своего значения в качестве анализа философии и культуры эпохи Просвещения. В предисловии к книге В.А. Кожевников отмечал, что предмет его исследований – «философия чувства и веры» (нем. Gefühls- und Glaubensphilosophie), не пользуется вниманием у историков философии, а те немногие современные работы, которые написаны по данной проблематике, страдают одним характерным недостатком: философия в них рассматривается отвлечённо, как самодостаточное целое, существующее вне исторического контекста. «Gefühls- und Glaubensphilosophie» – важнейшие термины философии Ф.Г. Якоби, были использованы В.А. Кожевниковым в широком смысле для описания постоянно присутствующих в общем потоке новоевропейской философии сенсуалистических и антирационалистических течений, которые время от времени обнаруживают свою силу, но никак не получают необходимого религиозно-философского обоснования и систематического развития. В.А. Кожевников утверждал, что сложившийся в западноевропейской философии способ объяснения философских учений из их преемственности и влияния друг на друга оставляет в стороне исследование «условий культурно-исторического образования философских систем, т.е. их зависимость от общего духовного настроения времени» («Философия чувства», 1897 г.). Своё методологическое credo, а тем самым и основную задачу исследования философии чувства и веры В.А. Кожевников сформулировал следующим образом: история философии должна быть «поставлена в общую связь с историей культуры», в этом случае становится понятным, что она представляет собой не только «продукт личной гениальности», но и «отражение всей общественной и духовной жизни своего времени», что замкнутые в себе философские системы «выросли непосредственно из практических запросов самой жизни, как ответ на широкую потребность общественного сознания». Главной целью подлинного исследования философии, полагал В.А. Кожевников, является её «культурно-историческая оценка», а она требует анализа сложных взаимоотношений, связывающих философскую систему с религией и культурой эпохи. Западноевропейскую культуру эпохи Просвещения В.А. Кожевников рассматривал в качестве особого типа мировоззрения, возникшего при непосредственном участии религии, богословия, философии, науки, искусства и литературы, политики и права. Сложная комбинация взаимосвязей между ними и «самими потребностями жизни», считал В.А. Кожевников, находит выражение в сущности эпохи, её достижениях и неудачах, идеалах и заблуждениях. Делая предметом исследования по преимуществу философские учения, В.А. Кожевников не сводил к одной философии смысл эпохи Просвещения, тем не менее, общий «дух времени» он видел в разработке философских идей, в том числе в культуре и литературе.

 



 
PR-CY.ru