КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 6

По оценке В.А. Кожевникова, Ж.-Ж. Руссо и Дени Дидро (1713–1784 гг.), которого В.А. Кожевников считал рационалистом, – основные представители свободы и «новейшей индивидуализации нравственной личности», тогда как Клод Адриан Гельвеций (1715–1771 гг.), Поль Анри Гольбах (1723–1789 гг.) и немецкие просветители не притязают на эту роль. В книге В.А. Кожевникова дана яркая и глубокая характеристика Д. Дидро, этого «Протея с вечно-изменчивою умственною и нравственною физиономией». По мнению В.А. Кожевникова, стремление Д. Дидро к безграничной свободе в выражении чувств и к субъективной независимости в соединении с близкими к деизму и атеизму убеждениями вело к разрушению нравственных представлений, к «нравственной разнузданности» и к проповеди вседозволенности. Положительную сторону его учения В.А. Кожевников видел в критике современного общества. Он писал: «...Здесь обличалось бездушие и лицемерие quasi-общечеловеческой морали, крикливо предписывавшей свои законы всем и, в действительности, не воплощавшейся ни в ком; здесь, с одной стороны, притворному опошлившемуся буржуазному кодексу обыденных приличий, а с другой – безжизненной схеме теоретически построенной системы обязанностей какого-то отвлечённого идеализированного человека противопоставлялась богатая противоречиями, заблуждениями, но вместе с тем и полная жизненными, производительными силами натура личности...». Второй раздел книги В.А. Кожевникова посвящён малоизвестному и второстепенному голландскому философу Ф. Гемстергюи; его сочинения, изданные на французском языке, в своё время привлекли внимание многих философов, но потом были преданы забвению. По иронии судьбы книги Ф. Гемстергюи пользовались успехом у читающей публики в Германии, а во Франции его постигла неудача. На русском языке самое раннее упоминание о Ф. Гемстергюи содержится в краткой статье в «Философском лексиконе» Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого, писавшего о нём, что это «почти единственный голландский учёный, занимавшийся нравоучительной философией в ХVIII веке» (Киев, 1861 г., том 2). В.А. Кожевников был убеждён, что после Ж.-Ж. Руссо важнейшая роль в развитии философии чувства принадлежит Ф. Гемстергюи. Тем не менее, исследователям нелегко ответить на вопрос, почему философия Ф. Гемстергюи, а не Дж. Локка стала предметом специального рассмотрения в книге В.А. Кожевникова. По мнению исследователей, В.А. Кожевников исходил из тезиса о борьбе французского сенсуализма с германским рационализмом или же особые религиозные воззрения Ф. Гемстергюи имели первостепенное значение для В.А. Кожевникова и были необходимы для характеристики широты мнений, существовавших в философии чувства и веры. В.А. Кожевников отмечал неопределённый характер философии Ф. Гемстергюи, его многочисленные ошибки, называл его «догматиком и мечтателем». При этом он выступал против тех исследователей творчества философа, которые упрекали его в эклектизме, в подражании сократово-платоновской философии или считали всего лишь «популяризатором философии Локка». Влияние Дж. Локка на философию Ф. Гемстергюи В.А. Кожевников отрицал, а самого Дж. Локка считал рационалистом.

 



 
PR-CY.ru