КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 2

Итогом длительного изучения европейской философии и культуры эпохи Просвещения стал изданный В.А. Кожевниковым в 1897 г. капитальный труд «Философия чувства и веры в её отношениях к литературе и рационализму XVIII века и к критической философии. Часть 1». По мнению исследователей, книга по содержанию и методологии была близка к культурно-историческому направлению в европейских научных исследованиях второй половины XIX в., которое ставило своей целью типологическое описание истории мысли, мифа, религии и культуры. На взгляды В.А. Кожевникова, по его признанию, оказала влияние книга английского исследователя Уильяма Леки (1838–1903 гг.) «History of The Rise and Influence of The Spirit of Rationalism in Europe» (русский перевод: «История возникновения и влияния рационализма в Европе». СПб., 1871–1872 гг., два тома). В этом сочинении рационализм, начиная от Античности до XVIII в., рассматривается как мировоззрение, которое способствовало разрушению религиозной веры и определило исторические судьбы современной европейской цивилизации. Цитируемый В.А. Кожевниковым труд немецкого учёного Германа Геттнера (1821–1882 гг.) «Literaturgeschichte des XVIII. Jh.» (русский перевод: «История всеобщей литературы XVIII в.», СПб., 1863–1875 гг., три тома), в котором автор связывал европейскую художественную литературу Англии, Франции и Германии с философскими, религиозными, политическими и эстетическими сочинениями, в лучшем случае, по мнению исследователей, можно рассматривать в качестве дополнительного мотива к основному замыслу русского философа. В.А. Кожевников исследовал большой объём литературы на иностранных языках, преимущественно на немецком, французском и английском. Самостоятельный анализ, общие и частные выводы, переводы на русский язык, библиография и пространные примечания к тексту книги, включающие сведения из различных областей философии, религии, церковной жизни, педагогики, изобразительного искусства, литературы и т.д., свидетельствуют о глубоком проникновении автора в суть изучаемых проблем. Исследователи отмечают, что в центре труда В.А. Кожевникова сложный и не лишённый глубоких противоречий путь философии чувства (или сенсуализма) в его отношении к рационалистической философии, религии и культуре его времени. Опубликована была только первая часть книги, в которой на широком фоне философских учений, религиозных направлений и истории западноевропейской литературы и культуры В.А. Кожевников подробно изложил воззрения философов Франца Гемстергюи (в современной транскрипции Хемстерхёйс; 1721–1790 гг.) и Иоганна Георга Гамана (1730–1788 гг.). Вторая часть исследования, в которой, по мнению исследователей, была бы проанализирована философия Иммануила Канта (1724–1804 гг.), Фридриха Генриха Якоби (1743–1819 гг.) и др., не была закончена, что не позволяет исследователям в полной мере оценить общую концепцию В.А. Кожевникова. В разрабатываемой им философии чувства и веры особое место уделяется философии Ф.Г. Якоби, которая рассматривается в качестве высшей точки развития всего направления, однако многочисленные замечания о его учении и сравнения с ним учений Ф. Гемстергюи и И.Г. Гамана, а также краткий анализ его философских романов «Woldemar» («Вольдемар») и «Eduard Allwills Briefsammlung» («Из писем Эдуарда Альвиля») не могут восполнить отсутствие специального раздела, посвящённого исследованию философских и религиозных воззрений Ф.Г. Якоби.

 



 
PR-CY.ru