КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 18

На иконе русских чудотворцев начала XIX в. из Черновицкой области (Киево-Печерский историко-культурный заповедник) три муромских князя занимают одно из центральных мест в композиции (Михаил с окладистой бородой с проседью). В иконописи XX в. образ Константина с чадами встречается во главе группы Муромских чудотворцев на иконах монахини Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ Афанасия (Сахарова), Троице-Сергиева лавра), начало и конец 1950 гг., и на их повторениях конца XX – начала XXI вв. Константин в сонме русских святых, молящихся Господу Вседержителю, написан в левой части композиции на иконе 1948 г. (митрополичьи палаты Троице-Сергиева лавра), поднесённой патриарху Алексию I «от русских людей в Югославии» в память 500-летия автокефалии РПЦ. В муромском Благовещенском монастыре, который всегда был средоточием почитания Константина, Михаила и Феодора и их св. мощей (возвращены из Муромский историко-художественный музей в 1989 г.), хранился большой образ благоверных князей (не раньше второй половины XIX в.), располагавшийся раньше на северной стене холодного Благовещенского собора. На нём Константин был изображён с храмом в руках. В конце 1980 гг. живопись была неудачно «поправлена» и утрачена безвозвратно. На этой доске иконописец Игорь Вячеславович Сухов в 1995 г. выполнил заново образ Константина с сыновьями как крестителей Мурома. Эта икона участвовала в крестном ходе к месту крещения муромцев и в торжествах в честь 900-летия принятия христианства в Муроме, организованных Благовещенским монастырём в 1997 г. На ней представлены величественные фигуры св. князей: Константин держит храм, княжичи с чуть склонёнными головами будто указывают на церковь, соприкасаясь ладонями. У Михаила в правой руке – крест, у Феодора в левой руке – жезл. Изображение храма в руках Константина символизирует христианизацию Муромского края и основание первых церквей при Константине, который вместе с сыновьями словно оберегает храм, обнесённый оградой. И.В. Сухов является автором нескольких икон «Собор Муромских чудотворцев» в древнерусской стилистике, на них всегда присутствует Константин с сыновьями (число местночтимых святых варьируется от 13 до 19). В одном из иконографических вариантов, написанном для муромского Благовещенского монастыря в 1997 г., они занимают центральное место. Св. князья представлены прямолично в традиционных княжеских одеждах и шапках; Константин – в центре со свитком в правой руке, выше сыновей, стоящих немного впереди. Феодор положил руку на грудь и приподнял меч, Михаил держит поднятый крест и опущенный меч. Рядом с ним изображена благоверная княгиня Ирина, облачённая как женщина знатного рода. На двух иконах из муромского Троицкого монастыря (1996 г., тот же мастер, образ крупного размера находится в местном ряду иконостаса Троицкого собора) Константин, Михаил и Феодор представлены вместе с благоверной княгиней Ириной. Княжеское семейство написано в левой части композиции, правая рука каждого из них в одинаковом жесте приложена к груди. На меньшей по размеру иконе Константин с сыновьями и супругой показаны в молитве пред Муромской иконой Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru