КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 17

Исследователям известны поздние циклы миниатюр, иллюстрирующие Житие Константина и его сыновей, причём образцом для двух из них послужили клейма иконы 1714 г. Первый цикл, исполненный Н.П. Андриным в 1897 г., исследователи считают рисованной копией (в размер клейм) всех 87 иконописных сюжетов с воспроизведением надписей (Российская национальная библиотеки). Второй состоит из 13 миниатюр, украшающих список Жития 1893 г. (муромский Троицкий монастырь). Эти иллюстрации исследователи также считают раскрашенными копиями с избранных клейм иконы А.И. Казанцева. Отдельные циклы миниатюр сопровождают списки «Повести о святителе Василии Рязанском»: рукопись 1895 г. Ивана Гавриловича Блинова (Российская государственная библиотека), рукопись конца XIX – начала XX вв. на бумаге XVII в. (Санкт-Петербургский институт истории РАН, собрание Н.П. Лихачёва). Эти композиции, по мнению исследователей, в целом также соответствуют иконографии и надписям клейм житийной иконы 1714 г., но выполнены в стилистике своего времени и отличаются во многих деталях. Образы Константина, Михаила и Феодора были помещены среди русских святых в росписи 1870 гг. придела благоверного князя Александра Невского в храме Христа Спасителя (художник Виктор Доримедонтович Фартусов по эскизам Николая Андреевича Лаврова). Исследователям известны изображения муромских св. князей в храмовых росписях Ярославской и Ростовской епархии: на юго-восточном столбе церкви апостолов Петра и Павла в посёлке Поречье-Рыбное Ростовского района (1782–1785 гг., артель под руководством А. Шустова), на северном столбе собора благоверных князей Бориса и Глеба в ростовском Борисоглебском монастыре на Устье (1783 г., мастер Иван Дементьевич Лигоцкий; поновления – 1842 и 1905 гг., санкт-петербургский художник Фёдор Егорович Егоров), на южной стене церкви Николая Чудотворца в селе Вёска Борисоглебского района Ярославской области (1799 г.). Рельефный образ Константина помещён в числе других русских святых на южных внутренних дверях Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге (1846–1850 гг., скульптор Иван Петрович (Джованни) Витали). В композиции «Собор русских святых» муромские князья представлены на иконах, выполненных поморскими мастерами-староверами или по их образцам: на образе конца XVIII – начала XIX вв. (Муромский историко-художественный музей), на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания Церковно-археологического музея Санкт-Петербургской духовной академии и соответственно на северодвинской иконе середины – второй половины XIX в. из деревни Малая Горка Виноградовского района Архангельской области (обе в Русском музее), на образе первой половины XIX в. из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (Третьяковская галерея) и др. Судя по надписи на нимбе, исследователи сделали вывод, что Константин изображён (ошибочно дважды) в группе князей на иконе первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (музей истории религии), вместе с сыновьями – на образе российских чудотворцев середины – второй половины XIX в. (Третьяковская галерея).

 



 
PR-CY.ru