КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 12

По мнению исследователей, это связано не только с их особым почитанием в городе, но и с тем, что Константин, просветитель Мурома, уподоблялся равноапостольным царю Константину и великому князю Владимиру. На левой створе, сразу за архангелом Михаилом и апостолом Петром, вполоборота вправо показаны Константин и его чада. Княжичи ростом значительно ниже отца: нимбы сыновей едва доходят до его плеч. Муромские чудотворцы изображены на левом поле иконы Божьей Матери «Знамение», с Муромскими святыми, второй половины XVII в. (Муромский историко-художественный музей). Константин представлен в верхнем регистре, княжичи – в нижнем, в позах моления. Отличительная черта образа Константина – он изображён в короне, а не в княжеской шапке, под влиянием, как полагают исследователи, иконографии равноапостольного князя Владимира. На пелене «Благоверные князья Муромские» 1660 гг. (мастерская Анны Ивановны Строгановой), вложенной Григорием Дмитриевичем Строгановым в Благовещенский собор Сольвычегодска (Сольвычегодский историко-художественный музей), вышивальщицы изобразили молящихся Константина, Михаила и Феодора в арке слева, напротив святых князя Петра и княгини Февронии, предстоящих в молении образу Божьей Матери «Знамение» в сегменте неба. Константин и его сыновья – одного роста, с непокрытыми головами, одеты в традиционные княжеские шубы. Необычной для иконографии Константина исследователи считают небольшую бороду, как у равноапостольного великого князя Владимира, а для образа, Михаила – наличие бороды и усов, как у благоверного князя Бориса. Такое решение, по мнению исследователей, восходит к иконографическим деталям пелены «Благоверные князья Киевские и Черниговские», входящей в состав того же вклада (1660 гг., Сольвычегодский историко-художественный музей). Важным памятником в этом ряду исследователи считают большую икону «Муромские чудотворцы, с изображением кремля и сорока клеймами Жития благоверных князей Петра и Февронии» (1669 г., Муромский историко-художественный музей). Образ был исполнен в Муроме для посадского храма великомученика Георгия, согласно вкладной надписи на обороте: «[7]178 [1669] г[ода] октября в […] ден[ь] написаны иконы Воскр[е]сение Х[рис]т[о]во, и Муромских чюдотворцев, и мучеников Х[ри]ст[о]вых Георгия, и Никиты, и Бориса и Глеба въ жит[и]ях, по обещанию Сидора Матвеева с[ы]на Лопатина». В среднике в позах молитвенного предстояния образу Божьей Матери «Знамение» изображены местные чудотворцы: благоверные князья Константин, Михаил и Феодор, Пётр, Феврония и праведная Иулиания Лазаревская. Средник этого образа – древнейшее из сохранившихся изображений Собора Муромских святых. Константин с чадами находится слева, причём он почти вдвое выше сыновей, как и св. князь Пётр в правой части композиции, который возвышается над св. жёнами. Исследователи полагают, что местный мастер таким способом подчеркнул иерархическое старшинство св. князей Константина и Петра по сравнению с молодыми княжичами и женщинами. Образ молящегося Константина запечатлён также на иконе Божьей Матери «Звезда Пресветлая», с припадающими Муромскими чудотворцами, около 1690 г. (Муромский историко-художественный музей).

 



 
PR-CY.ru