КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 14

Константин и сыновья облачены в яркие одежды и княжеские шапки, на ногах – красные сапожки. Правая рука каждого – в молитвенном жесте, в левой у Константина – держава, у, Михаила – крест, у Феодора – скипетр. В поздних памятниках существовал и сокращённый вариант молящихся Муромских чудотворцев: например, в среднике миниатюрного трёхстворчатого складня с Боголюбской и Муромской иконами Божьей Матери и образом «Успение Пресвятой Богородицы» начала XIX в. (Муромский историко-художественный музей). На центральной створке Муромский образ Божьей Матери фланкируют с двух сторон полуфигуры местных святых, левое изображение Константина с чадами схематично, но соответствует традиционному типу. Описанная композиция «Собор Муромских чудотворцев» из шести фигур изменилась ко второй половине XIX в.: главенствующее место в иерархии занял Константин с сыновьями. Их часто изображали фронтально в центре средника, по сторонам – только благоверные князь Пётр и княгиня Феврония, без праведной Иулиании. Исследователям известны несколько подобных икон-пядниц и миниатюрных образков (Муромский историко-художественный музей, частные собрания). На золотофонной иконе строго прямолично изображены пять Муромских чудотворцев, все они одного роста, Константина в центре. Такая же композиция и на маленьком образе конца XIX – начала XX вв., только фигуры княжичей здесь ниже остальных. На иконе последней четверти XIX в. представлено семь святых, на переднем плане – те же пять Муромских чудотворцев, но здесь Константина, одетый в ярко-оранжевую шубу, вдвое выше сыновей (все три иконы в собрании Муромского историко-художественного музея). Исследователи отмечают, что осмысление образа Константина как важнейшей фигуры в истории Русской церкви, подобной равноапостольному великому князю Владимиру, в XIX в. порождало редкие иконографические варианты. На левой створке двухстворчатого складня, созданного во второй половине XIX в. в Ярославле (частное собрание), под изображением Тихвинской иконы Божьей Матери написано пять фигур: в центре – Ангел-хранитель, по сторонам от него – Михаил и Феодор; Константин – крайний справа, напротив него слева – равноапостольный князь Владимир. Одежды и шапки св. князей одного типа; в левой руке Константин держит скипетр. Исследователи интерпретируют изображение как своеобразную иллюстрацию к тексту Жития Константина и его сыновей: образы являются литературными персонажами, включая равноапостольного князя Владимира и Ангела-хранителя «града Мурома», вдохновившего Константина на крещение жителей. Исследователи находят необычным иконографический тип Константина (юного, без бороды) на большом кресте-мощевике конца XVIII в. из Богородицко-Игрицкой обители (Богоявленский собор Анастасиина монастыря в Костроме). В муромских храмах образ Константина иногда помещали в деисусных чинах иконостасов. Так, в Деисусе из собора Благовещенского монастыря в Муроме находятся три ростовые иконы Константина, Михаила и Феодора (вторая половина XVII в.); святые представлены почти в идентичных позах (отличаются жесты рук), со склонёнными головами, одинакового роста, в традиционных княжеских шубах и шапках; поля и фон икон обложены серебряной басмой с травным орнаментом.

 



 
PR-CY.ru