КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 13

Эта редкая по иконографии икона, созданная под влиянием сборника «Звезда Пресветлая» (см. ст. «Звезда Пресветлая» и «Звезда Пресветлая» икона Божьей Матери), происходит из муромского собора Рождества Пресвятой Богородицы и приписывается Александру Ивановичу Казанцеву. К стопам Божьей Матери с Младенцем, написанной в богатых одеждах и короне, с распущенными волосами, припали коленопреклонённые Муромские чудотворцы: слева – Константин, Михаил и Феодор, справа – благоверные князь Пётр и княгиня Феврония и праведная Иулиания Лазаревская. Впереди упал ниц Константин, его нимб касается края одежд Богоматери, а руки – позёма; за отцом изображены княжичи: один – с воздетыми руками, лик устремлён вверх, второй со сложенными на груди крестообразно руками, возвышается над братом. Святые облачены в узорные шубы красноватых оттенков, головы не покрыты, волосы кудрявы, Константин седовлас, с окладистой бородой. Исследователям известны две небольшие иконы конца XVII в. близкой иконографии, где Муромские чудотворцы молитвенно стоят по сторонам собора, внутри стен кремля. На одной, написанной, как полагают исследователи, в Муроме, в центре – городской кремль с собором Рождества Пресвятой Богородицы и шатровой колокольней (из собрания Ивана Семёновича Куликова, Муромский историко-художественный музей). Каменный пятиглавый собор, деревянная стена, мосты через Козью речку показаны почти достоверно. Святые обращены к Иисусу Христу, изображённому в сегменте неба с простёртыми над городом руками. Константин и стоящие по сторонам от него сыновья написаны слева с непокрытыми головами. На другой иконе (музей Андрея Рублёва) немного отличается вид кремля, Константин написан в головном уборе. Сюжет икон и их пядничный размер указывают на то, что они могли принадлежать к числу «раздаточных», выполненных в Муроме. В местном ряду иконостаса собора Благовещенского монастыря в Муроме находится икона второй половины XVIII в., где Муромские святые в традиционных одеждах изображены на фоне скалистого пейзажа и панорамы Мурома («Иконы Мурома». 2006 г.). Св. князья в молитвенных позах с благоговением смотрят на облачное небо, где их взорам предстаёт в картуше образ «Благовещение Пресвятой Богородицы», воспроизводящий храмовый праздник обители. В церкви Всех святых, находившейся на Напольном кладбище в Муроме, был придел, посвящённый Константину, Михаилу и Феодору, откуда в собрание Муромского историко-художественного музея поступила большая икона XVIII в. с изображением Муромских чудотворцев в молении Спасу Нерукотворному. На обеих иконах Константин, Михаил и Феодор представлены, как обычно, в левой части композиции. По составу святых исследователям интересна икона «Собор Муромских избранных чудотворцев» конца XVIII –с начала XIX вв. (из собрания Михаила Левина, Муромский историко-художественный музей). В центре композиции – условное изображение городского собора, по обе стороны которого стоят в молении в первом ряду Муромские святые. Слева – Константин с чадами, справа – благоверные князь Пётр и княгиня Феврония, великомученица Параскева Пятница. Над ними – две «триады» святых: благоверный князь Феодор Ярославский с сыновьями и мученики Гурий, Самон и Авив. Выше показаны Василий Рязанский, неизвестные преподобный, мученик и мученицы.

 



 
PR-CY.ru