КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 15

Деисусные иконы трёх муромских св. князей XVII в. находились в иконостасе храма села Тучкова (ныне Селивановского района Владимирской области). Местонахождение образа Константина исследователям неизвестно, образы Михаила и Феодора хранятся в Сольвычегодском историко-художественном музее в числе других икон из этого иконостаса. Иконография образов муромских св. князей из деисусных чинов (как и их совместные изображения) перекликается с подобными иконами ярославских благоверных князей. Упоминавшаяся икона Константина с чадами 1714 г. письма А.И. Казанцева исследователи считают единственным известным в настоящее время житийным образом святых. Грандиозная иллюстрированная «история о граде Муроме» в 87 клеймах, где не пропущен ни один эпизод из Жития Константина и его сыновей, не имеет, по мнению исследователей, прямых аналогий в древнерусском искусстве. Исследователи не исключают, что иконописец воспроизвёл миниатюры из лицевых списков Жития муромских св. князей или клейма более ранних житийных икон. Однако к 1714 г. подобные произведения, по мнению исследователей, отсутствовали – сведений о них нет в сохранившихся источниках; лицевые рукописи Жития Константина раньше конца XIX в. исследователи не обнаружили. Поэтому исследователи предполагают, что А.И. Казанцев самостоятельно разработал иконописный цикл, опираясь на текст Жития; возможно, обращался к местным житийным образам, восходящим к литературным источникам и связанным с темой Крещения Руси (например, к иконам «Благоверные князья Борис и Глеб, с 20 клеймами Жития их и равноапостольного князя Владимира» первой четверти XVII в. из Троицкого монастыря в Муроме и «Святитель Леонтий Ростовский, с 24 клеймами Жития» около 1677 г. из муромской церкви Николая Чудотворца (Зарядской) – обе в Муромском историко-художественном музее). По мнению архимандрита Мисаила (Смирнова), изложение Жития Константина и его сыновей в подписях на иконе А.И. Казанцева – «самое краткое после Пролога», но в его основе «лежит одно самое полное сказание о благоверном князе Константине». Исследователи полагают, что тексты на иконе, сокращённые по сравнению с оригиналом, восходят не к краткой редакции Жития, а к пространной («самой интересной в литературном отношении», «особенно часто встречающейся в списках позднего времени»). По мнению исследователей, в клеймах иконы А.И. Казанцева отражена наиболее полная версия сказания о муромских св. князьях, включающая в том числе образ Ангела-хранителя города (этот образ упомянут не во всех списках пространной редакции). Кроме сюжетов, посвящённых Константину, Михаилу и Феодору, в житийный цикл введены композиции, иллюстрирующие «Повесть о Рязанском епископе Василии», вторая редакция которой полностью вошла в текст Жития Константина и бытовала только в его составе. Во всех редакциях Жития рассказ о святителе Василии следует сразу за повествованием о смерти Константина. На иконе эпизоды изгнания святителя перемещены в конец цикла клейм. В первом клейме изображён Ангел-хранитель Мурома, молящий Господа о крещении горожан. В клеймах 2–13 рассказывается о событиях, которые происходили в Киеве до отъезда Константина в Муром. Клейма 14–33 посвящены драматическим событиям, предшествовавшим крещению жителей города.

 



 
PR-CY.ru