КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 16

В клеймах 34–57 – иллюстрации к кульминационным эпизодам Жития, связанным с крещением Мурома и окончанием земной жизни главных героев. В клеймах 58–71 представлено обретение св. мощей чудотворцев и принесение их образа из Пскова (сюжет клейма 70 – моление царя Ивана IV Васильевича Грозного у мощей святого). Клейма 72–87 воспроизводят историю об «обновлении града Мурома» благоверным князем Георгием Ярославичем и связанное с ней повествование о Василии Рязанском. На всех клеймах иконы Константин изображён немолодым человеком с длинной седой бородой и кудрявыми волосами. Поверх тёмно-зелёной далматики накинута красноватого цвета шуба, на голове – княжеская шапка с меховой оторочкой. Так Константин вместе с сыновьями представлен и в сцене посмертного явления старице Варсонофии. В сюжетах моления или беседы с отцом, князем Святославом (сходен с Константином по типу), он написан без головного убора. В некоторых клеймах Константин восседает на престоле с посохом в руке, в других – скачет на белом коне. Иногда в одной композиции фигура св. князя показана трижды. Облик княжичей на протяжении цикла тоже остаётся неизменным: не только рано погибший Михаил, но и проживший дольше Феодор на смертном одре выглядит юным, как и в начальных клеймах. Их одежды только цветом отличаются от одеяний отца. Во многих сценах отец и сыновья представлены вместе, что соответствует устойчивой схеме их иконографии. В клеймах 66–68 демонстрируется первый образ с изображением трёх Муромских чудотворцев, принесённый из Пскова. На нём Константин, Михаил и Феодор показаны прямолично, в княжеских шапках, отец немного выше ростом, чем сыновья. Особенностью является то, что у княжичей руки вдеты в рукава шуб, атрибутами являются посохи. Композиции некоторых клейм иконы перекликаются с сюжетами других произведений, посвящённых св. князьям Владимиру, Борису и Глебу и Феодору, Давиду и Константину Ярославским. На клеймах иконы в числе других персонажей показана супруга Константин, местночтимая благоверная княгиня Ирина. Она представлена в ряде клейм, образующих своего рода жизненный цикл – от отъезда из Киева в Муром до преставления и погребения. Княгиня Ирина предстаёт как благочестивая супруга, сподвижница Константина, принимавшая участие в управлении городом и крещении его жителей, посещавшая все богослужения, присутствовавшая на важных придворных пирах и проч. В большинстве клейм она изображена в традиционном наряде княгини – украшенном камнями красном платье, тёмном плаще или шубе, на голове – белый плат, на нём округлая княжеская шапка; в сцене погребения Михаила её голова покрыта тёмным платом. Княгиня Ирина изображена без нимба, за исключением сцены Крещения муромцев (клеймо 44). Исследователи полагают, что иконописец таким образом подчеркнул особую значимость и сакральный характер данной композиции. Образ благоверной княгини иногда вводился также в композицию «Собор святых жён, просиявших в Русской земле» (хромолитография конца XIX – начала XX вв. из церкви во имя апостола Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге).

 



 
PR-CY.ru