КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР

КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР (ум. в конце XII в.?) – благоверные князья Муромские (память 21 мая, 10 июня – в Соборе Рязанских святых, 23 июня – в Соборе Владимирских святых). Биографических сведений или упоминаний о Константине, Михаиле и Феодоре до 1547 г. нет не только в памятниках областного летописания, но и в крупных общерусских сводах, созданных в первой половине XVI в. (прежде всего, таких, как Русский Хронограф, Никоновская и Воскресенская летописи). По наблюдениям Марии Борисовны Плюхановой, «в предшествующем летописании о князе Константине, правившем в Муроме, ничего не сообщалось. Предполагается, что до канонизации существовало местное муромское почитание этого святого, но определённых доказательств этому нет». Лишь в 1547 г. русский агиограф Ермолай (в иночестве Еразм) по поручению царя и великого князя Московского Ивана IV Васильевича Грозного и Московского митрополита Макария получил задание написать Жития канонизированных на Соборе Муромских святых. Одним из трёх сочинённых им в конце 1540 – начале 1550 гг. произведений, как полагают некоторые исследователи, было Житие Константина и его сыновей. При его создании Ермолай (Еразм) смешал хронологические рамки и включил в своё повествование «Повесть о Рязанском и Муромском епископе Василии», жившем в XIV в., а также летописные записи из Воскресенской летописи о Муромском благоверном князе Георгии (Юрии) Ярославиче. В 1554 г. не удовлетворённый работой агиографа митрополит Макарий поручил создание Жития Константина, Михаила и Феодора другому писателю, который, тем не менее, в работе над текстом опирался на черновые материалы Жития, написанного Ермолаем (Еразмом). В Похвальном слове муромским князьям исследователи также видят черты, свидетельствующие о работе над ним Ермолая (Еразма). Для исследователей очевидно, во второй половине 1550 – середине 1560 гг. окончательный текст Жития муромских князей ещё не существовал. По крайней мере, Константин, Михаил и Феодор не были включены в генеалогию муромских князей, сохранившуюся в составе частных редакций и списков второй половины XVI – начала XVII вв. Государева родословца 1555 г., текст их Жития не был включён в «Книгу степенную» царского родословия. Исследователи полагают, что краткая запись о Константине, Михаиле и Феодоре была составлена в середине XVI в. уроженцем Мурома или лицом, тесно связанным с ним. Согласно этому источнику, Константин вместе с детьми прибыл в город из Киева. В Муроме он «неверные люди в веру привёл» и основал здесь Благовещенскую церковь, которую перед походом на Казань посетил Иван IV Васильевич Грозный. По мнению Руфины Петровны Дмитриевой, краткая запись была составлена в 1550 гг. Её текст сохранился в сборнике XVII в. (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Исследовательница считает, что «толчком к почитанию этих муромских князей и составлению Ж[ития] скорее всего послужило обнаружение большой каменной плиты с перечислением их имён». Однако на Руси до последней четверти XV в. не было традиции подписывать надгробные плиты: первая датированная плита относится к 1480 г.

 



 
PR-CY.ru