КОНСТАНТИН, МИХАИЛ и ФЕОДОР - Страница 11

Михаил прижимается к его подолу и обращён к брату. Константин написан с непокрытой головой, у него длинная косматая борода; шуба зелёного цвета, нижнее одеяние жёлтое, в его руках – красная шапка с меховой оторочкой. Михаил в красной укороченной шубе, под ней одеяние синего цвета, Феодор в коротком жёлтом кафтане с кушаком, испод синий, за плечами – зелёная накидка; на головах княжичей шапки зелёного и красного цветов. Фон изображения – голубой; на позёме надпись: «21 маiя. прологъ и Четьи Минеи; † 1192 прiиде изъ кiева съ дътми своими: 7600. г:». Рисунок из рукописного сборника первой половины XIX в. (Муромский историко-художественный музей) отличается наивным характером (укороченные пропорции фигур, неумелый рисунок).  При этом он отражает новые тенденции в иконографии: княжеские шубы напоминают царские горностаевые мантии, что подчёркнуто в отделке и подкладке, а княжеская шапка Константина по форме имеет сходство с короной. Константин изображён без атрибутов, благословляющим, княжичи – с пальмовыми ветвями в руках; вверху – образ Святого Духа в виде голубя. Подобные изображения исследователи считают характерными и для получивших распространение в XIX – начале XX вв. небольших образков Муромских чудотворцев. Так, на иконе конца XIX в. (частное собрание, Муром) они показаны в накидках с горностаевыми воротниками и в головных уборах, напоминающих короны. Исследователи полагают, что образок был выполнен в мастерской муромских иконописцев Патырминых. Мастера продолжали использовать и ранние изводы (1917 г., музей Андрея Рублёва). Изображения Константина (одного или с чадами) исследователи встречают также на иконах-святцах под 21 мая, например, на майской минее XIX в. из частного собрания или на гравированных святцах на май из серии Ивана Константиновича Любецкого (1730 г., Российская государственная библиотека). В монашеской одежде, с непокрытой головой Константин изображён с сыновьями, одетыми в княжеские плащи и шапки, на одном из клейм иконы «Собор всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 1860 гг. (собор во имя равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге). Без сыновей Константин представлен со свитком в руке в ряду князей на одной из минейных икон русских святых конца XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Другой тип изображения Константина с сыновьями – деисусный, в молении. Ранним примером исследователи называют образы, представленные на створках складней строгановских мастеров, например, в левой княжеской группе на складнях с изображением Владимирской иконы Божьей Матери, праздников и святых первой четверти XVII в. (Третьяковская галерея, ризница старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве). В состав своеобразного деисусного чина на складне-кузове середины XVII в., изготовленном, по мнению исследователей, в Муроме для Владимирской иконы Божьей Матери XVI в. (Муромский историко-художественный музей), включены муромские св. князья – Константин, Михаил и Феодор, Пётр и Феврония. Исследователи находят примечательным, что они в нарушение традиционной иерархии изображены сразу после архангелов и апостолов и до византийских и русских святителей.

 



 
PR-CY.ru