КИРИЛЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в КИЕВЕ - Страница 2

Некоторые исследователи считают, что данное летописное упоминание относится к вдове князя Всеволода Марии Мстиславовне, которая, похоронив мужа в 1146 г., построила на Дорогожичах храм и основала монастырь. Помимо нарративного свидетельства участия княгини Марии Мстиславовны в создании храма есть ещё один источник, способный прояснить её роль в этом деянии, – это древние фрески собора, расписанного в 1140 гг.: в средней части южного нефа, на южной стене, представлена ктиторская композиция. Её частичная сохранность (отсутствие надписей) не позволяют исследователям достоверно назвать имя основателя собора. В центре на троне изображён Спаситель, простирающий руки над фигурами двух предстоящих с нимбами. У фигуры справа сохранился фрагмент протянутой руки, в которой, если учесть ктиторский характер композиции, мог быть изображён макет храма. Слева от Спасителя на троне в архитектурном сооружении в виде ниши с занавесью представлена фигура женщины (сохранилась слегка склонённая голова, покрытая платом). В период работ по расчистке фресок XII в., проводимых в 1880–1884 гг. под руководством профессора Адриана Викторовича Прахова, в верхней части южного опорного столба нартекса под масляной живописью был открыт фрагмент древней фрески с таким же изображением женщины в архитектурном сооружении с занавесью. В тетради с копиями фресок А.В. Прахов обозначил этот образ как «Мар. Мст.», т.е. Мария Мстиславовна. Включение образа княгини Марии Мстиславовны в ктиторскую композицию, где ему отведено не центральное, а фланкирующее сцену место, указывает на второстепенную роль княгини как ктитора. Исследователи допускают, что княгиня Мария Мстиславовна была причастна к работам по завершению росписей собора, программа которых была определена при жизни её супруга. Таким образом, в ктиторской композиции в фигурах предстоящих изображены, как полагают исследователи, князь Всеволод (справа; сохранились элементы светской одежды) и его небесный патрон Кирилл Александрийский (слева) или небесные покровители князя Всеволода и княгини Марии – святитель Кирилл и св. Агафия. Вопрос о времени создания собора проясняют граффити, расшифрованные Сергеем Александровичем Высоцким. Три надписи в южной апсиде (диаконнике) могли быть сделаны клириками («Господи, помози рабу Своему Мартыну Семьюновичу», «Господи, помилуй раба Своего Мартына Семьюновича», «Господи, помози рабу Своему Феодору, аминь, дьяку»). С.А. Высоцкий датировал граффити серединой ХII в.: отдельные буквы двух первых надписей довольно архаичны, исследователи предполагают, что надпись была процарапана человеком, который учился грамоте на традициях письменности ХI в. Следовательно, к середине ХII в. храм был не только построен, но и расписан (граффити нанесены на фресковую штукатурку). Возведение собора и создание его фресок в период княжения Всеволода Ольговича подтверждаются также исследованиями эпиграфики в алтарной части собора, выполненными В.В. Корниенко: граффити свидетельствуют о том, что в 1140–1150 гг. храм был уже расписан; форма каналов прорисей говорит об их исполнении по сухой штукатурке; в соборе был клир, в состав которого входили авторы надписей.

 



 
PR-CY.ru