КИРИЛЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в КИЕВЕ

КИРИЛЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ в КИЕВЕ основан в первой половине ХII в. в урочище Дорогожичи. Упоминание о храме св. Кирилла на Дорогожичах содержится под 1171 г. в Киевской летописи ХII в. (по Ипатьевскому летописному изводу XV в.): «Сняшася братя Вишгороде, и пришедше сташа на Дорогожичи под святом Курило» («Полное собрание русских летописей», том 2). В той же летописи под 1169 г. (текст относится к событиям 1167 г.) назван «Всеволож монастырь», также с указанием его географии – «на Желяни» («Ярополк же с берендичами настигоша Владимира на Желяни, и не даша берендичи стрилятися с ними, бяху берендичи льстяче. И тако ехаша берендичи по ни до Всеволожа монастыря» – «Полное собрание русских летописей», том 2); Желянь (Желань) – летописная местность неподалёку от урочища Дорогожичи, начинавшаяся от реки Лыбедь и тянувшаяся до Кирилловского Свято-Троицкого монастыря по течению ручья Желянь, от которого и получила название. На то, что основателем монастыря был князь Всеволод Ольгович, помимо летописной записи 1167/1169 гг. о монастыре «Всеволож» указывают: летописный текст под 1194 г. о погребении князя Святослава Всеволодовича в стенах обители, созданной его отцом («в монастыре у церкви святого Кирилла юже бе создал отец его»; «Полное собрание русских летописей», том 1); освящение храма во имя патронального святого князя – святителя Кирилла, архиепископа Александрийского; крепостной характер церковного сооружения, поставленного на важном со стратегической точки зрения месте в период междоусобных войн за Киев – на подступах к городу, в урочище Дорогожичи, которое было, с одной стороны, ключом к Подолу, с другой – надёжным оборонительным пунктом (здесь проходили пути в Вышгород и далее в Чернигов, Новгород, Полоцк, Смоленск). В 1139 г. Дорогожичи стали плацдармом для Черниговского князя Всеволода в борьбе за Киев, открывшим ему путь на киевский престол. Непосредственное участие князя Всеволода в основании, построении, формировании архитектурной и иконографической программы собора и руководство всем процессом могут подтверждаться наличием предназначенной для князя площадки-балкона в южной апсиде, которая не имеет аналогов в древней церковной архитектуре; включением в роспись диаконника цикла, посвящённого небесным покровителям князя Всеволода святителям Кириллу и Афанасию Александрийским, ктиторской композиции, изображения князя Всеволода с сыновьями в сценах «Шествие князей», а также граффити первой половины ХII в. Таким образом, храм выполнял функцию монастырского собора, княжеской церкви, а также родовой усыпальницы. Первое свидетельство того, что собор был фамильной усыпальницей князей Ольговичей, относится к 1179 г. (последним из датированных было погребение сына Святослава Всеволодовича Черниговского князя Всеволода (Даниила) Чермного, 1215 г.). Под этим годом в летописи сообщается о преставлении княгини Марии (Агафии) Мстиславовны, жены князя Всеволода Ольговича, и о её причастности к созданию собора, в котором она была погребена («...преставися княгиня Всеволожая, приемши на сия чернечскую схиму. И положена бысть в Киев, у святого Кюрила, юже бе сама создала» – «Полное собрание русских летописей», том 2; мнение о том, что устроительницей монастыря была Мария Казимировна, жена князя Всеволода Чермного, не выдерживает критики).

 



 
PR-CY.ru