КИЛДЭР - Страница 10

Начиная, по крайней мере, с Аэда Тёмного (ум. в 639 г.) епископский сан мог носить настоятель (аббат) Келл-Дары, что позволяло совместить духовное и светское руководство общиной. В Келл-Даре могли пребывать несколько епископов: например, под 787 г. в анналах сообщается о кончине аббата и двух епископов Келл-Дары, под 875 г. вновь упоминается о двух епископах Келл-Дары, каждый из которых занимал должность настоятеля в других церковных общинах в области Лаген. Совмещение разных должностей в нескольких церквах широко практиковалось в раннесредневековой Ирландии. Так, Келлах, сын Айлиля (ум. в 865 г.), занимал должность аббата в Келл-Даре и в обители Иона. Упоминания о некоторых епископах Келл-Дары как о «епископах Лагена» свидетельствуют о том, что при благоприятных условиях сфера юрисдикции пребывавших в Келл-Даре иерархов могла быть весьма широкой, например, «епископом Келл-Дары и пятины Лаген» («uasal-espoc Cille Dara & coicidh Laigen») был Маэл Бригде О Бролхан (ум. в 1097 г.). В анналах руководители церковной общины чаще всего именовались аббатами («abbas», древнеирландский «ab») или настоятелями («princeps»), изредка – «наследниками Конлаэда» («comharba Conlaith»). Аббатиса Келл-Дары обладала статусом, равным статусу епископа. Начиная с VIII в. преемственность настоятельниц монастыря подробно отражена в ирландских анналах; аббатиса нередко именовалась «госпожой» или «владычицей» («dominatrix»), также «наследницей Бригиты» («comarba Brigte»), иногда в летописных записях подчёркивался её пол – так, аббатиса Муренн (ум. в 964 г.) названа в «Инисфалленских анналах» «женщиной-настоятелем» («banairchinnech»), в «Анналах Тигернаха» под 1112 г. говорится о «женщине – наследнице (Бригиты)» («bancomurba»). В источниках сохранились упоминания о высоком статусе аббатисы Келл-Дары, однако они не всегда поддаются однозначному истолкованию. Так, Когитоз называл её «аббатисой ирландцев» («abbatissa Scottorum»), в Мартирологе Оэнгуса (IX в.) о св. Бригите говорится как о «главе монахинь Ирландии» («cenn cáid caillech n-Érenn»), а в глоссах к гимну Ултана – как о «главе женщин Ирландии» («cend do mnaib Erend»). В юридическом трактате «Суждения о кровавых лежаниях» («Bretha Crólige») перечислены категории женщин, на которых не распространялось действие определённых законодательных норм. Из них высшим статусом обладала «женщина, которая обращает потоки войны вспять» («ben sues sruta cocta for cula»), в глоссе поясняется: «...Например, наследница (Бригиты) в Келл-Даре... та, которая изглаживает множество грехов войны своими молитвами» («ut est bancomarba Cille Dara... impodus imad peccad na cocad for cula trena hirnaigthi»). Согласно глоссе к «Закону о брачных союзах» («Cáin Lánamna»), будущая преемница аббатисы получала половину штрафа, налагавшегося на виновного в насилии над монахиней («do tanaisi comarba Brigdi»). В постановлениях синода 1152 г. в Кенаннасе (ныне Келлс, графство Мит) говорилось о том, что «наследница Бригиты» имела старшинство над ирландскими епископами. Эти сведения отражают особенности церковной иерархии в раннесредневековой Ирландии, в которой высокое положение обеспечивал не только священный сан или руководящая должность, но и статус церковной общины.

 



 
PR-CY.ru