КИЛДЭР - Страница 6

Согласно К. Маккоуну, Житие I св. Бригиты было создано в середине VIII в., при его написании использованы более ранние агиографические сочинения, авторство которых приписывалось епископу Ултану из Ард-Брекана (ныне Ардбраккан, графство Мит; ум. в 657 г.) и Алерану (ум. в 665 г.). В IX в. эти несохранившиеся источники были использованы при составлении древнеирландского Жития св. Бригиты (Bethu Brigte), в котором, как и в Житии I, сделан акцент на отношениях св. Бригиты со св. Патрикием и на деятельности святой в Центральной Ирландии. В отличие от Когитоза авторы этих Житий уделяли Келл-Даре меньше внимания, подчёркивая, что основанные св. Бригитой церкви и монастыри находились не только в области Лаген, но и в других частях Ирландии. Согласно К. Маккоуну, в Житии I получила отражение позиция тех церковных общин, которые возводили своё происхождение к св. Бригите, но не принимали непосредственного участия в соперничестве Келл-Дары и Ард-Махи. Вопрос о том, можно ли выделить в сохранившихся Житиях св. Бригиты мотивы и эпизоды, восходящие к утраченным сочинениям Ултана и Алерана, остаётся дискуссионным. Из-за противоречий относительно датировки источников исследователи высказывали разные мнения о конфликте Ард-Махи и Келл-Дары. Так, Р. Шарп полагал, что договор обеих общин действовал до второй половины VII в., о его разрыве свидетельствуют заявления Когитоза о церковном первенстве Келл-Дары во второй половине VII в. К. Этчингем отрицал существование договора, т.к., по его мнению, в заключительном параграфе «Книги Ангела» отражены не условия соглашения, а частное мнение неизвестного книжника, связанного с Ард-Махой. Исследователь указывал, что в источниках IX–X вв. (древнеирландское Житие св. Бригиты, Трёхчастное Житие св. Патрикия) нет данных о договоре общин св. Патрикия и св. Бригиты. Напротив, в Трёхчастном Житии утверждается, что церковное главенство над областью Лаген принадлежало не Келл-Даре, а основанной св. Патрикием обители Слебте. Согласно гипотезе К. Маккоуна, начало конфликта Ард-Махи и Келл-Дары относится к середине VII в. Вскоре после этого Когитоз составил Житие св. Бригиты, в котором сформулированы притязания Келл-Дары на церковное главенство, тогда как точка зрения руководства Ард-Махи была изложена в «Книге Ангела» и в сочинении Тирехана о св. Патрикии. Обострению конфликта способствовали начавшиеся в Ирландии споры о пасхалии, в которых Келл-Дара выступала на стороне «римской» партии, а руководство Ард-Махи занимало традиционалистскую позицию. Изучение Жития I, по К. Маккоуну, позволяет исследователям сделать вывод, что сложившаяся ситуация не устраивала те церковные общины, которые связывали своё происхождение со св. Бригитой, однако находились в Центральной Ирландии, на землях, подконтрольных династии Южных О Нейлов. Эти общины были заинтересованы в мирных отношениях между Ард-Махой и Келл-Дарой. По их инициативе были созданы два Жития св. Бригиты, в которых получила отражение позиция сторонников мирного сосуществования Ард-Махи и Келл-Дары (впоследствии эти произведения были положены в основу Жития I св. Бригиты). Завершение конфликта, согласно К. Маккоуну, относится ко второй половине VIII в.: именно в это время, по мнению исследователя, было заключено соглашение о разделении сфер влияния.

 



 
PR-CY.ru