КИЛДЭР - Страница 9

Первой настоятельницей из племени Фотарта была Себданн, дочь Корка (ум. в 732 г.), последней – Этне (ум. в 1016 г.). Исследователи полагают, что аббатиса Муренн (964–979 гг.) была дочерью верховного правителя Конгалаха Кногбы (944–956 гг.) из династии О Нейл и ставленницей правителя О Фальге, с которым она состояла в родственных отношениях. В XI–XII вв., с упадком династии О Дунланге, должность аббатисы стала предметом ожесточённой борьбы между несколькими правящими родами Лагена. Связь общины Келл-Дары с правителями из династии О Дунланге повлияла на формирование образа св. Бригиты как защитницы и покровительницы Лагена. В поэме епископа Ортанаха О Коэлламы (ум. в 840 г.) «Славься, Бригита» («Hail Brigit») О Дунланге представлены как исконные властители Лагена, правящие под эгидой св. Бригиты. Однако земные князья смертны, их власть преходяща, св. Бригита же – «вечная владычица» («bithfhlaith»), «владычица победоносных воинств» («banfhlaith buidnib slúaig»), которая царит над своей землёй. О покровительстве, которое Бригита оказывала жителям области Лаген, часто говорится в связи с отражением агрессии верховных правителей из династии О Нейл, которые пытались контролировать положение в Лагене. Так, в Житии I св. Бригита благословляет не названного по имени правителя Лагена, дарует ему долголетие и победу в войне с О Нейлами. После смерти правителя, когда О Нейлы снова вторглись в Лаген, его тело вывезли на колеснице перед войском, и враги обратились в бегство. Влияние политической пропаганды прослеживается и в другом эпизоде Жития: невестка Коналла Кремтанне, предка Южных О Нейлов, обратилась к св. Бригите с просьбой исцелить её от бесплодия, но святая не пожелала сотворить чудо, объяснив, что сыновья правителей – «змеи, сыны кровей и смерти, за исключением немногих, избранных Богом». Затем, уступив мольбам, св. Бригита исцелила женщину, но предсказала, что её потомки будут нести бремя проклятия. Тем не менее, святая помогала и правителям из рода О Нейл, примиряла враждовавших братьев, оберегала их от опасности. В повести «Битва при Алму» говорится о событиях 722 г.: св. Бригита возглавляет победоносное лагенское войско, тогда как на стороне О Нейлов выступает св. Колумба. О том, что святая благословляла лагенов на сражение и защищала их от врагов, сообщается в повести «Борома», а во «Фрагментарных анналах», происхождение которых исследователи связывают с Западным Лагеном, подчёркивается превосходство св. Бригиты над св. покровителями О Нейлов. Под 870 г. в анналах повествуется о сражении лагенов с племенами Осраге, при этом лагены уповали на помощь св. Бригиты, а их противники – на помощь св. Киарана Старшего. То, что конфликт разрешился без большого кровопролития, приписывается заступничеству святых. В Житии св. Бригиты, составленном Когитозом, подчёркивается двойственный характер церковного поселения Келл-Дара, где находились резиденция епископа и женский монастырь. Агиограф утверждал, что эта традиция восходит к св. Бригите, которая пожелала иметь в монастыре епископа для пастырского окормления мирян. Епископ и аббатиса совместно управляли «кафедрой епископов и дев» («cathedra episcopalis et puellaris») «в счастливом преемстве и в соответствии с неизменным обычаем» («felici successione et ritu perpetuo»).

 



 
PR-CY.ru