КИЛДЭР - Страница 4

Исследователи указывали на то, что в источниках использованы не вполне определённые выражения – «верховный понтифик» («summus pontifex»), «архиепископ ирландских епископов», Келл-Дара названа «митрополией», а Ард-Маха – «верховным и свободным градом» («civitas summa et libera»). Не уточняется и термин «парухия» («paruchia», «parochia»), который мог обозначать как сферу юрисдикции верховного епископа, так и подчинённые главной общине церкви и монастыри или земельные владения общины. По мнению большинства исследователей, с конфликтом Ард-Махи и Келл-Дары связано принятие под покровительство общины св. Патрикия находившегося в Лагене церковного поселения Слебте (ныне Слити, близ города Карлоу). Согласно источникам VII в., обитель Слебте была основана св. Патрикием в связи с крещением сыновей Дунланга, к которым возводила своё происхождение правящая династия Лагена. Патрикий назначил первым епископом этого церковного поселения своего ученика Фиакка Светлого. В более поздних источниках сообщается, что Фиакк стал главным епископом области Лаген. К Сегене, аббату и епископу Ард-Махи (661–688 гг.), прибыл Аэд, епископ Слебте (ум. в 700 г.), и вручил «завещание» («idacht»), по которому передавал свой род и церковное поселение в юрисдикцию общины св. Патрикия. Преемником Аэда стал епископ Конхад, который также посетил Ард-Маху и был утверждён в должности настоятеля обители Слебте. По мнению большинства исследователей, действия епископов Слебте были направлены против общины Келл-Дары, претендовавшей на безусловное главенство в области Лаген. Таким образом, договор епископов Сегене и Аэда исследователи рассматривают как попытку общины Ард-Махи утвердить влияние на землях, входивших в сферу интересов Келл-Дары. В заключительном параграфе «Книги Ангела» говорится о соглашении святых Патрикия и Бригиты. Между ними существовала «столь тесная полюбовная дружба, что были они едины сердцем и разумом»; поэтому св. Патрикий передал в исключительную юрисдикцию св. Бригиты «её парухию в её провинции» («paruchia tua in provincia tua apud reputabitur monarchiam tuam»), однако на землях к западу и к востоку парухия св. Бригиты переходила в верховную юрисдикцию св. Патрикия («dominatu in meo erit»). Толкование использованных в этом параграфе выражений вызывает у исследователей затруднения. По мнению большинства исследователей, речь идёт о признании руководством Ард-Махи независимости владений общины Келл-Дары в долине реки Лиффи или во всей области Лаген, но не за её пределами. В Житии I св. Бригиты также сообщается о дружеских отношениях святых, Бригита представлена как «любимая дочь» и верная ученица св. Патрикия. Согласно выводам исследователей, конфликт Ард-Махи и Келл-Дары завершился заключением договора о разграничении сфер церковной юрисдикции. Так, в стихотворении епископа Ортанаха О Коэлламы (ум. в 840 г.) о древних правителях Лагена утверждается, что св. Бригита царит над Южной Ирландией, св. Патрикий – над остальной частью острова («Pátraic ás hÉrinn hi foss, Brigit óas hÉrind andess»). В глоссах к гимну Броккана в честь св. Бригиты, где Патрикий и Бригита названы «столпами царства» («Lethcholbe flatho la Patricc prímde»), поясняется, что святые разделили господство над Ирландией: Патрикий стал предводителем мужчин, а Бригита – женщин.

 



 
PR-CY.ru