КИЛДЭР - Страница 11

Поскольку Келл-Дара входила в число крупнейших общин, её руководители обладали особенно высоким статусом независимо от пола или сана. Попытка объяснить столь высокое положение аббатисы предпринята в легенде о епископском рукоположении св. Бригиты, которая впервые засвидетельствована в древнеирландском Житии: при возложении на святую монашеского покрывала епископ Мел, ученик св. Патрикия, «опьянённый благодатью Божьей, не понимал, что он пел по своей книге, ибо он возвёл Бригиту в епископский сан» («episcopus Dei gratia inebriatus non cognovit quid in libro suo cantavit. In gradum enim episcopi ordinis [sic] Brigitam»). Осознав содеянное, епископ заявил: «Одна лишь эта дева в Ирландии будет иметь епископское рукоположение». В источниках XI–XII вв., где пересказывается это предание, уточняется, что равный епископскому статус признавался за «наследницей Бригиты» – аббатисой Келл-Дары. В некоторых текстах даже сообщалось, что аббатиса не только обладала теми же привилегиями, какие имел епископ, но и могла «носить епископский сан» («conid desin dligis comarba Brigte grada epscuip do thabairt fair»). В ирландских анналах упоминается о других руководящих должностях в Келл-Даре, которые, как правило, занимали представители аристократических семейств. Когитоз упоминал о приоре («praepositus»), руководившем работами по строительству мельницы. Должность приора, о которой сообщается также в «Анналах Четырех наставников» под 903 г. («prióir»), могла соответствовать должности либо помощника настоятеля («secnap»; упоминается в 835), либо эконома («equonimus») обители. В летописях говорится о лицах, занимавших должность «священника» («sacart»; упоминается в 927, 929, 1046, 1069, 1103 гг.), а также о «старческом доме», во главе которого стояла особая настоятельница («abatissa tighe sruithe Cille Daro»). О многих насельниках Келл-Дары в анналах сообщается как об учёных-книжниках, о «писцах» («scriba», «sapiens»), например, об аббатах Лохене Менне (ум. в 696 г.; «лучший из всех ирландцев писец»; «optimus scriba Scottorum») и Кобтахе (ум. в 870 г.), о епископах Туатхаре (ум. в 834 г.), Аэдгене Бритте (ум. в 864 г.), «писце и анахорете», и Робартахе (ум. в 875 г.). «Учёными» и «писцами» названы Мак Онхон (ум. в 730 г.), Колман Банбан (ум. в 725 г.) и До Кумаэ (ум. в 748 г.). С X в. исследователям известно о руководителях школы («fer léiginn»; упоминаются в 962, 965, 991, 1038, 1041, 1050, 1063, 1104, 1110 гг.). Должности настоятеля и аббатисы Келл-Дары становились предметом острых разногласий между знатными семействами, это приводило к кровавым конфликтам. В анналах сообщается о насильственной смерти аббата Лохене Менна (696 г.) и епископа Кулена, сына Келлаха (в «Анналах Четырех наставников» под 953 г.). Под 760 или 762 г. упоминается о том, что епископ Эхтигерн был убит священником у алтаря св. Бригиты, с этим событием летописец связывал принятый в Келл-Даре обычай, запрещавший пресвитеру литургисать в присутствии епископа. В 1041 г., во время распри между представителями разных семейств О Дунланге, один из них был насильственно выведен из Келл-Дары и убит за то, что опозорил «наследницу Бригиты». В IX–X вв. Келл-Дара неоднократно подвергалась нападениям скандинавов.

 



 
PR-CY.ru