КИЛДЭР - Страница 2

Эта гипотеза, поддержанная Дж. Кенни, получила распространение в популярной и научной литературе, хотя она основана на поздних источниках, данные которых не во всём согласуются. Предположение о «коллегии жриц» опирается на сообщение (1180 гг.) Гиральда Камбрийского о 19 монахинях, которые по очереди следили за неугасимым огнём св. Бригиты в Келл-Даре; каждую двадцатую ночь пламя охраняла сама Бригита. В Житии IV св. Бригиты (XIII в.?) утверждается, что название «Келл-Дара» («церковь у дуба», «дубовая церковь») связано с необычайно высоким дубом, который некогда благословила святая, однако в более ранних источниках не упоминается ни о неугасимом огне, ни о дубе в Келл-Даре. В настоящее время некоторым исследователям гипотеза о языческом святилище на месте церковного поселения Келл-Дара представляется мало обоснованной. Тем не менее, у исследователей есть основания полагать, что в дохристианскую эпоху в окрестностях Келл-Дары находились важные объекты, связанные с языческими культами и с представлениями местных жителей о верховной власти над областью Лаген, одной из «пятин Ирландии». Плодородная долина реки Лиффи была благоприятным для земледелия регионом. К югу и к востоку от Келл-Дары простирается Куррах (древнеирл. Cuirrech Lifi – «топь Лиффи») – обширное безлесное пространство (площадь около 20 кв. км; сохранились многочисленные археологические объекты – следы жилых усадеб, захоронений и др.). С противоположной стороны Курраха находится холм Дун-Алинне (Ноколин), который считался «центром Лагена» – символической резиденцией правителей. На вершине холма, окружённой валом и рвом, обнаружены следы деревянных построек, в основном, относящихся к железному веку (V в. до н.э. – III в. н.э.). По мнению исследователей, здесь проводились ежегодные собрания, связанные с языческими культами и сопровождавшиеся пиршествами и жертвоприношениями. Исследователи полагают, что окрестности Дун-Алинне представляли собой «священный ландшафт», который рассматривался как срединная часть области Лаген. По одной из гипотез, здесь, в местности Карман, каждые три года созывалось собрание жителей области. Скорее всего, как полагают исследователи, ко времени основания церковного поселения Келл-Дара дохристианские культовые объекты использовались нерегулярно. В источниках IX в. многолюдная обитель «победоносной Бригиты» противопоставляется заброшенной языческой твердыне Дун-Алинне и другим местам, связанным с памятью о древних правителях Лагена. В историографии хорошо изучено несколько аспектов истории Келл-Дары в эпоху раннего Средневековья: соперничество с церковным поселением Ард-Маха (ныне Арма, Северная Ирландия), развитие агиографических сказаний о св. Бригите и связь Келл-Дары с правящей династией Северного Лагена (в VII–XI вв. это был род О Дунланге). За исключением сведений о святых Бригите (записи под 439, 452, 456, 524 и 526 гг.) и Конлаэде (записи под 518 и 520 гг.), в ирландских анналах о Келл-Даре впервые упоминается под 639 г., когда скончался епископ и аббат Аэд Тёмный (Аэд Дуб). Согласно ирландским родословиям, Аэд Тёмный, сын Колмана, принадлежал к династии О Дунланге, его брат Фаэлан (ум. в 666 г.) был правителем области Лаген.

 



 
PR-CY.ru