КИЛДЭР - Страница 5

Согласно К. Хьюз, конфликт Ард-Махи и Келл-Дары был вызван кризисом епископальной системы церковного устройства и ростом экстерриториальных «парухий монастырского типа», фактически монастырских конгрегаций. Предметом разногласий между крупнейшими общинами был контроль над отдельными церквами и монастырями, которые с распадом традиционной церковной организации инкорпорировались в парухии. В VIII в. процесс разграничения сфер влияния был завершён, это получило отражение в заключительном параграфе «Книги Ангела», где зафиксирован договор между общинами Ард-Махи и Келл-Дары. Однако К. Этчингем пришёл к выводу, что конфликт был вызван не распространением «монастырских парухий» и разрушением епископальной организации, а притязаниями обеих общин на церковное первенство в Ирландии. Притязания Ард-Махи были основаны на представлениях о св. Патрикии как об «апостоле Ирландии», утвердившем в Ард-Махе «апостольский престол», кафедру первенствующего епископа. Аргументы Келл-Дары, известные из агиографического сочинения Когитоза, исследователи считают не столь определёнными, но её глава претендовал на статус «архиепископа» и «митрополита». Таким образом, предметом спора было место во главе епископальной иерархии в Ирландии, а статус соперничавших церковных общин как монастырских не играл существенной роли. Большинство источников, которые привлекаются для изучения отношений между общинами Ард-Махи и Келл-Дары, не имеют точной датировки. Самые ранние рукописи исследователи относят к IX в. (Книга из Арма, древнейшая рукопись Жития I св. Бригиты). Попытки исследователей выделить основные этапы в противостоянии Келл-Дары и Ард-Махи и рассмотреть эти события в контексте политической истории Ирландии привели к дискуссии, т.к. последовательность событий зависит от датировки источников. Так, по мнению К. Хьюз, Когитоз составил Житие Бригиты в 630 гг. по указанию епископа Аэда Тёмного, поэтому конфликт общины св. Бригиты с Ард-Махой относится к первой половине VII в. Однако большинство исследователей датируют сочинение Когитоза второй половиной VII в. Дискуссионной остаётся датировка «Книги Ангела» и заключительного параграфа, в котором говорится о соглашении святых Патрикия и Бригиты. Согласно К. Хьюз, «Книга Ангела» была написана в VIII в. на основе несохранившихся текстов VII в., отдельные её части трудно датировать. Л. Билер полагал, что «Книгу Ангела» составили в VII в., а заключительный параграф добавили к ней не раньше 700 г. К. Маккоун датировал основную часть «Книги Ангела» второй половиной VII в., заключительный параграф – второй половиной VIII в. Однако Р. Шарп и Т. Чарлз-Эдвардс пришли к выводу, что «Книга Ангела» (с заключительным параграфом) была написана в середине VII в. (Р. Шарп) или во второй половине VII в. (Т. Чарлз-Эдвардс). Сложности возникают и с датировкой Жития I св. Бригиты, в котором, по мнению исследователей, описываются дружественные отношения общин Ард-Махи и Келл-Дары. Раннюю датировку этого Жития (середина VII в.) предложил Р. Шарп, тогда как Л. Билер пришёл к выводу, что оно было составлено около 700 г. на основании более ранних источников.

 



 
PR-CY.ru