КИЛДЭР - Страница 7

Другая реконструкция событий принадлежит Т. Чарлзу-Эдвардсу. По мнению исследователя, конфликт Ард-Махи и Келл-Дары был во многом спровоцирован спорами о пасхалии и притязаниями св. Вильфрида на духовное главенство в Британии и Ирландии. После синода в Стренескальке (Уитби; 664 г.) св. Вильфрид, возглавивший церковную организацию в Нортумбрии (Северная Англия), неоднократно (например, на Соборе в Риме, 680 г.) заявлял о праве на церковное первенство на тех землях, где духовенство отказывалось принять римскую пасхалию. Принять новую пасхалию согласились церковные иерархи в Южной Ирландии, в том числе в Келл-Даре. Община Келл-Дары претендовала на церковное первенство в Ирландии и пыталась закрепить за собой главенствующее положение в области Лаген, подчинив менее значительные церковные общины. Первоначально Ард-Маха не возражала против церковного главенства Келл-Дары в области Лаген (это было зафиксировано в «Книге Ангела»). Однако действия епископа Аэда, который передал церковное поселение Слебте под покровительство св. Патрикия, позволили руководству Ард-Махи укрепить позиции своей общины в области Лаген. Таким образом, община св. Патрикия вмешалась в дела той области, которая раньше признавалась как сфера интересов Келл-Дары. Впоследствии в Ард-Махе укрепилась идея, что старейшие церкви в области Лаген были основаны св. Патрикием и его учениками; святому приписывалось также крещение «сыновей Дунланга», предков правящей лагенской династии. Попытки Ард-Махи укрепить сотрудничество с правителями области Лаген в ущерб интересам Келл-Дары стали предметом исследования К. Свифт. Сторонники Ард-Махи утверждали, что христианизация Лагена была проведена усилиями св. Патрикия и его учеников святых Фиакка, Ауксилия и Изернина. Правители Лагена, принадлежавшие к династии О Дунланге, и менее значительные племенные князья должны были соблюдать права церковных общин, основанных св. Патрикием и его учениками, т.к. именно от этих святых их предки приняли крещение. Другие церковные общины, не связанные со св. Патрикием, должны были признать первенство Ард-Махи как «апостольского престола» и привилегии подчинённых Ард-Махе церквей. Несмотря на попытки руководства Ард-Махи наладить отношения с правителями из рода О Дунланге, Келл-Дара не утратила руководящее положение в Лагене и тесную связь с правящей династией. До XI в. О Дунланге сохраняли власть над Лагеном (по крайней мере, над его северной частью), это способствовало сохранению определённой стабильности. Руководящие должности в общине занимали члены династии или их ставленники, а возникавшие конфликтные ситуации были чаще всего связаны с междоусобной борьбой внутри правящего рода. Подобные связи между церковными общинами и династиями местных правителей были характерны для раннесредневековой Ирландии, но союз Келл-Дары с политическим руководством Лагена исследователи считают особенно тесным. В VIII–IX вв. династия О Дунланге раскололась на три соперничавшие ветви, которые оказывали покровительство разным церковным общинам. Близкие отношения с общиной Келл-Дары поддерживал правитель Финснехта, сын Келлаха (795–808 гг.), и его потомки, принадлежавшие к роду О Дунхада.

 



 
PR-CY.ru