КОЭМГЕН, Кевин - Страница 9

Среди эпизодов, отсутствующих в латинских сказаниях, – рассказ о том, как выдра принесла святому Псалтирь, которую он уронил в озеро, и о шестинедельной молитве Коэмгена, во время которой дрозд свил гнездо на его руке и вывел птенцов; ангел велел святому прекратить молитву и пообещал ему «свободу» («saoradh») для его «наследников» («mo chomharbhadh»), монахов (mo manach), зависимых людей (lochta mo chíosa) и церквей, подчинённых Гленн-Да-Лохе. В 1180 гг. Гиральд Камбрийский засвидетельствовал бытование рассказов о чудесах Коэмгена в устной традиции: привёл легенды о яблоках, выросших на вербе (по словам Гиральда Камбрийского, в Гленн-Да-Лохе существовало дерево, на котором росли яблоки «белые и продолговатые, скорее, полезные, чем вкусные», обладавшие целительной силой; их называли «святые яблоки Коэмгена» («sancta Keywini poma»)); о проклятии, наложенном на воронов; о том, как святой неподвижно молился во время сорокадневного поста, и чёрный дрозд высидел яйца в его протянутой к небу руке. Согласно Гиральду Камбрийскому, в Ирландии Коэмгена всегда изображали с дроздом на вытянутой руке; это свидетельство исследователи считают уникальным, т.к. не сохранилось ни одного раннесредневекового изображения святого. В более позднюю редакцию Гиральд Камбрийский добавил сведения о схожих чудесах, которые были известны ему из Житий других святых. Некоторые предания, восходившие к житийной традиции, засвидетельствованы в фольклоре позднего времени. Так, в XIX в. в графстве Уиклоу рассказывали легенду о девушке Кэтлин, которая проникла в пещеру Коэмгена, чтобы соблазнить отшельника. Проснувшись, святой оттолкнул девушку; она упала со скалы в озеро и погибла (эта легенда изложена в том числе в народной песне «В Глендалохе когда-то жил старый святой»). В современной литературе образ Коэмген – отшельника, близкого к природе и дружившего с дикими животными, получил известность благодаря стихотворению Ш. Хини «Святой Кевин и дрозд» (Хини Ш. «Боярышниковый фонарь» / Перевод: Г. Кружков. М., 2012 г.). Одно из самых ранних свидетельств о Коэмгене содержится в гимне Броккана в честь св. Бригиты («Ní car Brigit»), составленном, как полагают исследователи, в VII в. О святом говорится как о строгом подвижнике, который жил в Гленн-Да-Лохе, но почему упоминание о нём включено в гимн, исследователям не вполне ясно (перевод этих строк вызывает у исследователей затруднение). Упоминания о Коэмгене сохранились в Житиях других ирландских святых. В Житии св. Аббана св. Патрикию приписывается пророчество об Аббане, о Коэмгене и Молинге, величайших святых Лагена. Коэмген воспитывался в монастыре под руководством своего дяди св. Эогана. В Житиях св. Бераха, представленного как ученик Коэмгена, пересказывается предание о спасении младенца Фаэлана от ведьмы.

 



 
PR-CY.ru