КОЭМГЕН, Кевин - Страница 2

Пространная редакция Жития представляет собой, по мнению исследователей, совокупность эпизодов, возможно, заимствованных из разных источников. Хотя составители этой редакции стремились соединить эпизоды в последовательное повествование, в тексте сохранились признаки его неоднородного происхождения (логические противоречия, отступления от хронологического порядка повествования, эпизоды со схожим сюжетом). Так, в главах 6–7 жилищем Коэмгена названы сначала дупло дерева («in quadam arbore cavata»), затем пещера в скале («in suo specu»), а в главе 20 говорится, что святой жил в пещере (согласно сокращённой редакции, Коэмген иногда жил в дупле дерева, иногда – в пещере). В главе 16 сообщается, что святой перестал вести отшельническую жизнь и основал монастырь, но в главе 19 о нём снова говорится как об отшельнике. В главах 7 и 19 сообщается, что отшельника обнаружил пастух или охотник; в главе 18 упоминается о явлении святому ангела с повелением смягчить суровую аскезу, но в главе 17 такое же повеление приписывается демону. В нескольких эпизодах говорится об искушении Коэмгена демонами, которые пытались заставить его покинуть место подвига (главы 17, 21, 29–30); мотив искушения юного подвижника красавицей представлен в главах 4 (о Коэмгене) и 43 (о монахе Берхане). Сохранились три ирландских Жития Коэмгена: прозаическое, стихотворное и прозиметрическое. Прозаическое (сохранилось не полностью) и стихотворное Жития содержатся в списках, выполненных в 1629 г. Михалом О Клери, прозиметрический текст – в рукописях XVIII в. Составитель стихотворного Жития называет себя Соломоном, воспитанником Коэмгена («Solamh dalta Caoimhgin»), но текст был создан не раньше XII в. и вторичен по отношению к прозаическому Житию. По мнению К. Симмс, наиболее вероятная датировка стихотворного Жития – XIII в., когда епископская кафедра Глендалох была упразднена, а на церковные должности стали назначать англичан. В связи с засильем чужестранцев агиограф сетовал на упадок образования и благочестия, отсутствие учёных людей, которые могли бы поведать о чудесах Коэмгена. Основная тема прозаического и стихотворного Житий – восхваление обители Глендалох, основанной могущественным чудотворцем Коэмгеном, величайшим из ирландских святых после св. Патрикия (Патрика). О Глендалохе говорится как об «ирландском Риме»; там были сокрыты святыни, привезённые из Рима, поэтому совершить паломничество к «реликвиям и ложу Коэмгена» («taisi leapta Chaoimhgin») – всё равно что посетить Рим. Подчёркивая пользу паломничества и погребения в Глендалохе, ирландские агиографы утверждали, что все похороненные там обретут Царствие Небесное: Бог разрешил Коэмгену каждую субботу спасать девять душ из преисподней. Согласно прозаическому Житию, всякий, знающий о чудесах Коэмгена и не желающий повиноваться руководителям Глендалоха («gan beith fo cíos dó»), поступает «глупо и безрассудно» («as mire as míchíall»). С точки зрения содержания ирландское Житие Коэмгена, в основном, соответствуют латинским сказаниям, но не являются их переводами или переложениями. В них содержатся подробности, которых нет в латинской агиографии (например, упоминается, что св. Патрикий предвидел рождение Коэмгена, а Финн мак Кумалл предсказал изгнание им озёрного чудовища); многие эпизоды, заимствованные из латинских Житий, переработаны и дополнены.

 



 
PR-CY.ru