КОЭМГЕН, Кевин - Страница 8

Для реконструкции первоначального сказания о Коэмгене исследователям важны тексты кратких редакций Жития, «австрийской» и «саламанкской». В «австрийской» редакции биография Коэмгена представлена следующим образом: рождение святого и чудеса, которыми сопровождалось его крещение; обучение у некоего святого (здесь описывается чудо с раскалёнными углями); пребывание в пустыне (дьявол искушал Коэмгену, как он искушал Христа, но в отличие от Христа святой провёл в пустыне не сорок дней, а всю жизнь, часто беседуя с ангелами); обнаружение Коэмгена пастухом, который построил для него хижину; основание монастыря; чудеса, связанные с воспитанием Фаэлана. Повествование в «саламанкской» редакции, по мнению исследователей, основано на пространном Житии Коэмгена. Здесь сообщается, что святого воспитывали три старца (к этому времени относятся рассказы о девушке, соблазнявшей святого, и о чуде с углями); семь лет Коэмген был отшельником в Гленн-Да-Лохе, жил в пещере и в дупле дерева, затем построил молельню из прутьев, дружил с птицами. После того как отшельника нашёл пастух, Коэмген собрал учеников и основал Пустынь Коэмгена (далее говорится о встрече святого с озёрным чудовищем, чудесном зажжении огня и о явлении св. Патрикия); по велению ангела святой переселился на восточный берег озера и построил большой монастырь. В «саламанкскую» редакцию включены повествования о чуде с золотым поясом; о путешествии Коэмгена в Уснех; о спасении разбойника, призывавшего имя Коэмгена; о воскрешении Критана, убитого врагами; об исполнении желаний преступников, осуждённых на смерть; о кончине святого на 130-м году жизни. В более поздних ирландских Житиях исследователи видят тенденцию приукрашивать повествование фантастическими подробностями. Подчёркивая строгую аскезу и чудесную силу святого, агиографы прибегали к гиперболе и даже гротеску: все действия Коэмген якобы совершал по указанию ангелов, ежедневно переходил озеро пешком и т.д. Некоторые эпизоды, восходящие к латинским Житиям, в ирландских сказаниях контаминировались, например, рассказы о волчице, заменившей теленка, и об оленихе, которая давала молоко для маленького Фаэлана (в прозаическом ирландском Житии говорится, что волк убил оленёнка; для того чтобы у оленихи не пропало молоко, Коэмген велел хищнику заменить её детеныша). Согласно ирландскому Житию, хозяином коровы, которая нашла Коэмгена, был крестьянин Димма, сын Фергны; как сообщается в латинском Житии, Димма помог святому перенести обитель на другое место.

 



 
PR-CY.ru