КАННЕХ, Каиннех - Страница 6

В другом эпизоде повествуется о наставлении ученика Каннеха, который был чрезмерно привязан к мирской суете. Святой привёл его на берег моря, велел закрыть лицо куколем и взяться за его рясу, после чего они продолжили путь пешком по воде. Через некоторое время Каннех велел ученику снять рясу, расстелить её на воде и достать книги для чтения. После непродолжительного ожидания они увидели демонов, летевших над морем в виде мрачной тучи, которые приветствовали святого восклицанием «лысый Каннех». Святой попросил демонов дать добрый совет ученику, и они ответили, что ему следует отказаться от привязанности к миру. Это произвело на ученика такое впечатление, что он навсегда утратил любовь к мирской суете. В этом эпизоде в уста демонов вложены выражения, которые использовались противниками церкви: «лысый» (лат. «caluus», ирл. «mael»), связанное с наличием тонзуры, и «посошник» (лат. «baculatus», ирл. «bachlach» – лицо, находящееся в церковной юрисдикции), которые могли иметь переносные значения: «невежа», «болван», «деревенщина». В отношениях с людьми Каннех выступал как милостивый покровитель и поборник справедливости, помогая страждущим и карая жестоких и несправедливых. Путешествуя по заснеженным горам Северной Британии, святой и его спутники увидели женщину, умиравшую от голода и холода. Каннех велел помощникам отогреть и накормить женщину, а сам воскресил её умершую дочь. В память об этом событии в горах были установлены большие кресты. Когда св. Колумба и его спутники плыли по морю, поднялась буря, и монахи просили Колумбу помолиться об избавлении от опасности. Святой ответил, что его молитва не будет услышана, но он попросит об этом своего друга Каннеха. В этот момент Каннех, который вместе с монахами садился за трапезу, вскочил и побежал в церковь, потеряв по пути башмак. После его молитвы буря прекратилась, и Колумба воскликнул: «О Каннех, полезен нам твой бег в церковь в одном башмаке». Некая монахиня согрешила и, боясь позора в случае огласки, попросила Каннеха благословить её чрево, после чего беременность чудесным образом прекратилась. В Житии описаны случаи исцеления больных и воскрешения умерших. Во время посещения монастыря Иона святой наклонился, чтобы поцеловать алтарь, и сильно ударился об угол менсы. Из раны вытекла капля крови, которую монахи сохранили и впоследствии исцелили ею слепоглухонемую дочь пиктского правителя Бруде. Находясь в гостях у своей сестры Колумбы, Каннех спросил о её воспитаннике Брекане, который всегда с радостью встречал святого. Не желая говорить Каннеху о том, что мальчик умер, Колумба стала придумывать объяснения. Святой прервал её и сказал, что не сядет за трапезу, пока не придёт Брекан. Неожиданно воскресший отрок вошёл, приветствовал Каннеха и стал прислуживать ему. В двух эпизодах приводятся описания типологически сходных чудес: Каннех приходит в монастырь (в одном рассказе это Келл-Ахад-Дроммо-Фото (селение Килли, графство Оффали), в другом – Клуан-Сескнан), и монах или монахиня, ответственные за приём гостей, сообщают святому о кончине человека, дорогого для насельников обители (в одном случае – мудрый наставник братии, в другом – слепоглухонемой мальчик-подкидыш, которого воспитывали монахини). Каннех подходит к телу умершего, молится и воскрешает покойника.

 



 
PR-CY.ru