КУЛИКОВСКАЯ БИТВА - Страница 2

Ранние списки Киприановской редакции «Сказания...» сохранились в составе Никоновского летописного свода 1520 – середины 1530 гг., созданного под наблюдением Московского митрополита Даниила, и списка тех же лет из историко-литературного сборника, принадлежавшего ещё одному постриженику Иосифо-Волоколамского монастыря – Дионисию (Лупе) Звенигородскому. История Куликовской битвы также нашла отражение в таких крупных памятниках, как Хронограф Русской редакции (1520 гг.), «Книга Степенная царского родословия» (начало 1560 гг.) и Лицевой летописный свод (последняя четверть XVI в.). «Сказание о Мамаевом побоище» было наиболее популярным произведением о Куликовской битве, оно переписывалось, редактировалось и пополнялось новыми сюжетами вплоть до XIX в. Этот источник имеет несколько лицевых списков XVII–XVIII вв. Из числа почти 200 текстов «Сказания...» исследователи выделяют Основную, Киприановскую (так называемую Распространённую), Летописную и другие редакции, каждая из которых имеет по несколько вариантов (вопрос об их текстуальном взаимоотношении до конца не решён, т.к. выявлены, описаны и изданы далеко не все их оригинальные списки и варианты). Эти редакции преимущественно были созданы до начала XVII в. В XVII в. были созданы новые редакции «Сказания о Мамаевом побоище» (например, в составе летописца князя И.Ф. Хворостинина (середина XVII в.), Синопсиса Иннокентия (Гизеля; не раньше 1681 г.) и сборника Пантелеймона Кохановского (1681 г.); две последние редакции сначала бытовали в Киево-Печерской лавре). В печатных изданиях о Куликовской битве впервые упоминалось в Житии преподобного Сергия Радонежского (1642 г.) и «Киевском Синопсисе» архимандрита Киево-Печерской лавры Иннокентия (Гизеля), который впервые опубликовал текст «Сказания о Мамаевом побоище» (1680/1681 г.). Борьба княжеств Северо-Восточной Руси с Мамаевой Ордой длилась с переменным успехом начиная с 1374 г., когда «князю великому Дмитрию Московьскому бышеть розмирие с Тотары и с Мамаем» («Полное собрание русских летописей», том 15). По мнению исследователей, решение об открытой вооружённой борьбе против правителей «Мамаевой Орды», их союзников и об отказе в уплате им всех видов дани было принято русскими князьями во время княжеского съезда в Переяславле Залесском, куда «отъвсюду съехашася князи и бояре, и бысть радость велика в граде» («Полное собрание русских летописей», том 15). Помимо великого князя Дмитрия Ивановича и его семьи (во время съезда 26 ноября 1374 г. родился князь Георгий (Юрий) Дмитриевич, крещённый преподобным Сергием Радонежским) в город приехал Нижегородско-Суздальский великий князь Дмитрий (Фома) Константинович с братьями и сыновьями, среди других князей могли быть Белозерский князь Фёдор Романович, Ярославский великий князь Василий Васильевич с братьями, ростовские князья во главе с князем Андреем Фёдоровичем. Многие из этих князей в конце августа – начале сентября 1375 г. приняли участие в общерусском походе на сторонника «Мамаевой Орды» великого князя Тверского Михаила Александровича, который после осады Твери был вынужден капитулировать и заключить новый, невыгодный для себя договор с Москвой.

 



 
PR-CY.ru