КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА – сражение 8 сентября 1380 г. объединённых войск правителей княжеств Северо-Восточной Руси под предводительством великого князя Владимирского и Московского Дмитрия Ивановича Донского и его союзников из других княжеств против войск хана Тюляка (Тулунбека) и его темника Мамая на Куликовом поле в устье реки Непрядвы (правый приток Дона). Главными источниками о Куликовской битве являются: памятники «Куликовского цикла», созданные преимущественно в конце XIV – первой четверти XVI в. (Краткая и Пространная летописные повести, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), древнерусские краткие летописцы и общерусские летописные своды, синодики, сохранившие имена павших в битве на Дону, московско-рязанский договор от 2 августа 1381 г., Повесть о житии и преставлении св. великого князя Димитрия Иоанновича Донского, Житие преподобного Сергия Радонежского, послание Ростовского архиепископа Вассиана (Рыло) на реку Угру 1480 г., Хронограф Русской редакции, Синопсис, «Сказание об обретении чудотворной иконы святителя Николая Чудотворца на Угреше», родословные росписи княжеско-боярских и дворянских служилых фамилий конца XV – XVII вв. Памятники «Куликовского цикла» продолжили литературную традиции описаний битв, которые были известны читателям по таким переводным памятникам, как «Иудейская война» Иосифа Флавия и «Александрия», а также по текстам оригинальных древнерусских источников – «Повесть временных лет…», «Слово о полку Игореве» и др. В составе летописных сводов до нас дошла «Повесть» о Куликовской битве в двух редакциях: Краткой – «О побоище на Дону» (создана вскоре после битвы, сохранилась в Рогожском летописце первой половины 1440 гг., Троицком и Комиссионном списках Новгородской первой летописи младшего извода середины XV в., Симеоновской летописи конца XV в. и Первом Белорусско-Литовском своде начала XVI в.), а также Пространной редакции, составленной на основе «Повести о житии Александра Ярославича Невского», кратких редакций «Повести...», Синодика, «Чтения» о святых Борисе и Глебе (в составе общерусских летописных сводов, начиная с Новгородско-Софийского свода середины XV в.). К несохранившейся первоначальной (авторской) версии поэмы «Задонщина», по мнению ряда исследователей созданной бывшим брянским боярином Софонией Рязанцем, восходят Краткая (Кирилло-Белозерский список инока Евфросина) и Пространная редакции памятника, отразившиеся в четырёх списках. Не дошедшая до нас Сводная редакция представлена в позднейшей переработке – Синодальной редакции «Задонщины». Первоначальный текст Пространной редакции «Задонщины» наряду с данными синодиков и текстом Пространной редакции Летописной повести использовались как источники при написании «Сказания о Мамаевом побоище». Судя по отразившимся в нём историческим и географическим реалиям и терминологии, оно не могло быть написано раньше середины 1480 гг. В основу текста «Сказания...», как считают многие исследователи, был положен несохранившийся источник XV в. Алексей Александрович Шахматов предложил называть его «Словом о Мамаевом побоище».

 



 
PR-CY.ru