КИРИК и ИУЛИТТА - Страница 8

Эти фальсификации были разоблачены Д. Папебруком, который высказал сомнения в том, что хранившиеся в Бургосе мощи действительно принадлежали Кирику. В настоящее время Кирик и Иулитта остаются чтимыми святыми в архиепископстве Бургос; память мучеников совершается 16 июня. В Испании сохранились многочисленные памятники иконографии Кирика и Иулитты; среди самых ранних – остатки росписей в церкви Сан-Кирзе-де-Педрет. Росписи храма исследователи относят к концу XI в. или к началу XII в., но фрески в нефе, где были помещены сцены из Мученичества Кирика и Иулитты, сохранились лишь во фрагментах (находятся в Музее диоцеза и комарки, Солсона). К XII в. исследователи относят расписной алтарный антепендий из церкви Сан-Кирзе в Дурро (в настоящее время в Национальном музее искусств, Барселона). В центральной части панели изображена  Иулита, восседающая в мандорле с младенцем Кириком на руках, в боковых сегментах – четыре сцены страданий мучеников. К более позднему времени исследователи относят скульптурное ретабло из церкви Вознесения Богоматери в Кастехон-де-Торнос (Арагон; конец XIII – начало XIV вв.), живописный заалтарный образ из церкви в города Сан-Кирзе-дел-Вальес (середина XV в.; Епархиальный музей, Барселона) и другие памятники. Сведения о почитании Кирика и Иулитты в Галлии восходят к VI в. В сочинениях Григория Турского упоминается о базилике во имя Кирика в городе Арверн (Клермон, ныне Клермон-Ферран), при которой аббат Авраам, выходец из Персии, основал монашескую общину (в V в.). Согласно описанию церквей Клермона (X в.), в этом храме находились гробницы святых Авраама, Иуста и Сильвина. Приходская церковь во имя Кирика (Сен-Сирг) действовала в Клермоне до Французской революции, в 1793 г. здание храма было продано с торгов и впоследствии разобрано. Монастырь во имя Кирика существовал также в городе Массилия (ныне Марсель), об этой обители упоминается в эпитафии монахини Евсевии (VI в.?). С IX в. мощи Кирика почитались в Невере (Франция) и в других городах и в монастырях империи Каролингов. О происхождении святыни повествуется в сказании о чудесах Кирика и Иулитты, составленном диаконом Тетерием из Невера (вторая половина X в.), а также в повести о перенесении мощей Кирика в Эльнон, написанной монахом Гунтером. Автиссиодурский (Осерский) епископ Аматор (около 388 – 418 гг.) в сопровождении некоего Савина совершил путешествие на Восток. Во время посещения Антиохии епископ обрёл почивавшие там мощи Кирика и Иулитты и привёз их в Галлию, после чего спрятал святыни в Автиссиодуре, подарив Савину руку Кирика. Впоследствии императору Карлу Великому приснилось, что во время охоты на него напали дикие кабаны. Императору удалось спастись только благодаря помощи чудесного отрока, который поменялся с ним одеждой. Когда Карл потребовал от советников истолковать сон, Неверский епископ Иероним (795–815 гг.) предположил, что отроком-спасителем был Кирик, а обмен одеждой означает желание мученика, чтобы император восстановил посвящённую ему церковь в Невере. Император щедро одарил Неверскую кафедру и пожаловал епископу средства для восстановления собора. Из Аквитании в Невер доставили руку Кирика, хранившуюся в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп (св. Савина, в честь которого был назван монастырь, отождествляли с помощником св. Аматора).

 



 
PR-CY.ru