КИРИК и ИУЛИТТА - Страница 4

Основные сведения о Кирике и об Иулитте в обоих произведениях совпадают (мученики жили в городе Иконий, во время гонения на христиан бежали в Селевкию и затем в Тарс, где были схвачены и казнены по приговору презида Александра), однако в послании Феодора отсутствуют фантастические подробности и неправдоподобные детали, «апокрифическое» Мученичество подвергается осуждению. Латинский текст послания Феодора сохранился в двух версиях. Исследователям известны несколько авторских обработок «апокрифического» Мученичества, происхождение которых связано с почитанием мощей Кирика в аббатстве Эльнон (Сент-Аман, ныне Сент-Аман-лез-О, Франция). Самая ранняя обработка принадлежит Хукбальду Эльнонскому (ум. в 930 г.). Хукбальд Эльнонский осуждал «апокрифическое» Мученичество как «нелепый вздор» («stercora illa friuola»), сочинённый невежественным лжецом и отвергнутый всеми православными христианами во главе с папой Римским Власием (т.е. Геласием; подразумевается так называемый Декрет Геласия), поэтому версия Хукбальда Эльнонского должна была заменить старое Мученичество. Из новой версии, значительно сокращённой по сравнению с первоначальным текстом Мученичества, исключены сведения, сомнительные с точки зрения здравого смысла, но в нём сохранены основные вехи повествования. Сочинение, написанное в форме проповеди, выдержано в характерном для эпохи Каролингов риторическом стиле, добавлены подробности (например, гибель Кирика и Иулитты датирована правлением императора Александра Севера (222–235 гг.), который назван двадцатым императором Рима). В ряде рукописей к версии Хукбальда Эльнонского добавлена концовка, в которой сообщается о перенесении мощей Кирика и Иулитты в Галлию (заимствована из сочинения неверского каноника Тетерия, вторая половина X в.). Хукбальд Эльнонский, известный исследователям как поэт и музыкальный теоретик, составил также нотированную секвенцию (прозу) для мессы в день памяти Кирика и Иулитты. К началу XII в. исследователи относят стихотворное Мученичество Кирика и Иулитты в трёх книгах, написанное монахом Гунтером (Гонтье) из Эльнона (ум. в 1108 г.). Мученичество основано на версии Хукбальда Эльнонского, новых данных в нём не приведено. Стихотворная версия сохранилась в единственной рукописи, которая, по мнению исследователей, является автографом Гунтера из Эльнона, в тексте есть многочисленные исправления и дополнения. В той же рукописи содержится сказание о перенесении мощей Кирика в Эльнон, также составленное Гунтером из Эльнона. По мнению исследователей, на сочинении Хукбальда Эльнонского основана и другая обработка Мученичества, выполненная около 1170 г. Филиппом из Арвана (ум. в 1183 г.), аббатом премонстрантского монастыря Бон-Эсперанс. Сочинение Филиппа из Арвана открывается посвящением Иоанну II, настоятелю Эльнона (1169–1182 гг.), по просьбе которого составлена эта версия. Вслед за Хукбальдом Эльнонским Филипп из Арвана отмечает, что память о Кирике и об Иулитте была искажена, однако подвиг мучеников не подлежит сомнению и подтверждается чудесами, которые совершаются по молитве к этим святым. Составитель «апокрифического» Мученичества был невежественным и неумелым писателем, но не стремился сознательно исказить сведения о святых, поэтому в его сочинении можно отличить правду от вымысла.

 



 
PR-CY.ru