КИРИК и ИУЛИТТА

КИРИК и ИУЛИТТА (ум. около 305 г.) – мученики (память 15 июля; память в Западной церкви 16 июня). Апокрифическое Мученичество Кирика и Иулитты сохранилось на греческом языке в нескольких редакциях. Этот апокриф упомянут в приписываемом папе Римскому Геласию (492–496 гг.) «Декрете о принимаемых и не принимаемых (церковью) книгах» (окончательную редакцию этого каталога исследователи относят к началу VI в.). Апокрифическое Мученичество получило широкое распространение и было переведено на латинский, сирийский, коптский, армянский, арабский, эфиопский (с прибавлением описаний девяти чудес Кирика и кратких молитв-величаний в честь Кирика и Иулитты), согдийский, славянский и другие языки. В первой половине VI в. Иконийский епископ Феодор по просьбе епископа Зосимы, недовольного содержанием апокрифа, начал разыскивать подлинное Мученичество Кирика и Иулитты, но не нашёл его. Cо слов старожилов Маркиана и Зинона, слышавших рассказ о Кирике и Иулитте от их родственников, епископ Феодор записал сведения об этих мучениках и включил их в своё Послание, которое известно исследователям в нескольких редакциях. Это послание было переведено на латынь, славянский, грузинский и другие языки. На основе Послания епископа Феодора Иконийского было составлено Мученичество Кирика и Иулитты, которое, в свою очередь, стало источником Мученичества в составе Императорского Минология 1034–1041 гг. Кроме того, Кирику и Иулитте посвящены Похвалы, написанные Никитой Ритором и Константинопольским патриархом Сисинием. Согласно посланию Иконийского епископа Феодора, христианка Иулитта происходила из знатного рода и жила в городе Иконий в Ликаонии (ныне Конья, Турция). Она была вдовой и имела трёхлетнего сына по имени Кирик. Во время гонений императора Диоклетиана комитом Ликаонии был назначен Дометиан, который начал преследовать христиан. Иулитта, испугавшись, что не выдержит пыток и отречётся от Христа, бежала из города с сыном и двумя служанками, оставив всё своё имущество. Сначала она пришла в Селевкию, но там был наместником ещё более жестокий гонитель христиан по имени Александр. Поэтому Иулита поселилась в Тарсе среди бедняков. Когда спустя некоторое время Александр, разыскивавший христиан, прибыл в Тарс, Иулитта была схвачена и приведена на суд. Она смело исповедовала Христа, и Александр приказал бичевать её. Кирик плакал, видя страдания матери. Наместник, удивившись красивой наружности ребёнка, велел подвести его к себе, посадил на колени и стал утешать, но Кирик кричал, что он христианин и просил пустить его к матери. Когда он оцарапал лицо Александру, тот в гневе сбросил его с высокого судейского места. Кирик ударился головой о каменные ступени и умер. Иулитта возблагодарила Бога за то, что её сын пострадал во имя Христа. Александр велел повесить её и истязать железными зубьями, а затем поливать раны кипящей смолой. Видя непреклонность Иулитты, наместник приказал отвести её за город и обезглавить. Служанки были свидетельницами её мученичества. Ночью они погребли тела Кирика и Иулитты. Одна из них дожила до правления равноапостольного императора Константина I Великого, показала христианам место захоронения мучеников и рассказала об их страданиях. Мощи Кирика и Иулитты были обретены нетленными и благоухающими, от них стали происходить исцеления.

 



 
PR-CY.ru