КИРИК и ИУЛИТТА - Страница 6

Исследователи высказывали предположение, что почитание Кирика и Иулитты в англосаксонской Британии возникло под влиянием Кентерберийского архиепископа Теодора, уроженца города Тарс. По мнению исследователей, из Мартиролога Беды поминовение Кирика и Иулитты было заимствовано в более поздние «исторические» мартирологи, но день памяти мучеников и сведения о них могли меняться. На «апокрифическом» Мученичестве основано сказание под 15 июля в Англосаксонском Мартирологе (IX в.), значительную часть которого составляет пространная молитва Кирика, а также краткое сказание под 16 июля в Мартирологе Лионского анонима (начало IX в.). В этих источниках сообщается, что Кирик и Иулитта пострадали в Тарсе, однако в Мартирологе Флора Лионского (830 гг.) утверждается, что мученики пострадали в Антиохии (запись под 15 июля). По мнению исследователей, упоминание об Антиохии было заимствовано Флором из Мартиролога Иеронима Стридонского. Опираясь на данные Мартиролога Иеронима, Адон Вьеннский перенёс день памяти Кирика и Иулитты на 16 июня (сказание о мучениках заимствовано из Мартиролога Флора). Под этой датой краткая заметка о Кирике и об Иулитте помещена в Мартирологе Узуарда: «В Антиохии память святых мучеников Кирика и матери его Иулитты, которые после жестоких побоев и тяжких страданий отсечением головы завершили свой мученический подвиг». Кардинал Цезарь Бароний внёс поминовение Кирика и Иулитты в Римский Мартиролог под 16 июня; составленная им заметка основана на Мученичестве (сообщается, что мученики пострадали при императоре Диоклетиане в городе Тарс и были казнены по указанию презида Александра). Сведения о Кирике и об Иулитте в редакции Римского Мартиролога, изданной в 2001 г., исправлены в соответствии с выводами исторической критики: мученики пострадали в Малой Азии, дата их кончины исследователям неизвестна. Среди древнейших храмов, названных во имя Кирика и Иулитты, – церковь в Риме близ форума Августа, построенная в первой половине VI в. Это однонефная базилика с алтарной частью в форме триконха, основная (западная) апсида фланкирована двумя капеллами, в боковых стенах нефа были многочисленные ниши. Согласно надписи на первоначальном алтаре церкви (остатки алтаря исследователи обнаружили при реконструкции в 1584 г., надпись впоследствии была утрачена), храм был освящён при папе Римском Вигилии (537–555 гг.). Данные об истории церкви немногочисленны. В 1475 г. храм был восстановлен по указанию папы Сикста IV, в 1587 г. сюда был перенесён кардинальский титул упразднённого храма св. Кириака в термах Диоклетиана. Современный вид церковь приобрела после реконструкции в 1728–1737 гг.; в настоящее время храм обслуживается терциариями францисканского Ордена. Среди древнейших образцов иконографии Кирика и Иулитты – цикл росписей в церкви Санта-Мария-Антиква в Риме, в семейной капелле примицерия дефенсоров Теодота (росписи созданы в годы понтификата Захарии, 741–752 гг.). На алтарной стене капеллы под изображением Распятия помещены фигуры Богоматери с Младенцем на троне и предстоящих апостолов Петра и Павла и Кирика и Иулитты.

 



 
PR-CY.ru