КИРИК и ИУЛИТТА - Страница 21

В клеймах таких икон изображаются странствия «неопознаваемых» Кирика и Иулитты, их попытка избежать встречи с властями и мучителями. Широкое почитание было следствием распространения большого количества икон самых примитивных по уровню исполнения, особенно созданных в отдалённых районах, например, на Урале и в Сибири: житийная икона, на которой мученики обращены к Спасителю на облаках в верхнем левом углу (1799 г., Курганский областной художественный музей), икона с избранными святыми на полях, в среднике которой Иулитта держит Кирика на левой руке, а в правой – крупный крест (1871 г., мастер Андрей Чернобровин, Свердловский областной краеведческий музей), икона из Музея археологии и этнографии Тюменского университета с четырьмя клеймами (начало XX в.). Как покровители семейного очага и здоровья младенцев святые были почитаемы во всех слоях православного населения, о чём помимо многочисленных икон свидетельствуют и посвящения в их честь храмов и престолов (в основном, XVII–XX вв.): церковь середины XVII в. в селе Кирики Новосильского района Орловской области; престол с 1711 г. в соборе в честь Нерукотворного образа Спасо-Влахернского монастыря в селе Деденёве, бывшем имении Головиных (ныне Дмитровского района Московской области); престол в церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Весьегонске Тверской области, давший название всему храму, был построен в 1822 г. (ныне затоплен). Церкви Кирика и Иулитты (Ивлитты и Квирике) поныне существуют в Хе (Лагурка, Грузия), 1122 г.; в Верии (Греция), середина XIV в. В Болгарии Горно-Воденский во имя Кирика и Иулитты монастырь был основан в XIV в. близ современного города Асеновград, после разрушения заново отстроен в середине XIX в., его храмовая икона с образами этих святых в середине XIX в. была написана иконописцем Захарием Зографом. На Западе образы Кирика и Иулитты появляются под византийским влиянием: в романских по стилю памятниках Испании – антепендиум XII в. (Национальный музей искусства Каталонии, Барселона), где сидящая Иулитта держит Кирика на руках. В отличие от искусства византийского круга Кирика представляют чаще младенцем, чем отроком, – сидящая на троне Иулитта с кинжалом в качестве атрибута мученичества, а Кирик на её коленях, с иглами и пилой на полотне Педро Гарсия де Бенабарре (XV в., Епархиальный музей, Барселона); Кирик с пальмовой ветвью на руках Иулитты – на створке алтаря Траминер (около 1500 г., Баварский национальный музей). В случае когда Кирик изображается один, он может быть представлен как отрок, например, на заалтарном образе работы мастера Сано ди Пьетро с фигурами Мадонны, святых и композицией Крещения (около 1470 г., колледж Санти-Куирико-э-Джиулитта в городе Сан-Куирико-д'Орча, близ Сиены). Черты младенчества могут быть подчёркнуты, когда в качестве атрибута присутствует погремушка как на деревянной статуе XV в. в церкви в Жарзе близ Анже.



 
PR-CY.ru