КИРИК и ИУЛИТТА - Страница 5

В риторическом прологе Филипп из Арвана рассуждает о подвигах христианских мучеников, которые ради Христа превзошли человеческие возможности и попрали «закон плоти». Деяния мучеников выходят за пределы разумного понимания; даже трёхлетний ребёнок Кирик с Божьей помощью проявил невероятную стойкость под чудовищными пытками, которым его подвергали гонители. Исследователи отмечают, что повествование Филиппа из Арвана отличается возвышенным слогом и обилием риторических оборотов, но с точки зрения содержания в нём нет ничего нового. Датировка гибели Кирика и Иулитты правлением императора Александра Севера (у Филиппа из Арвана – Аврелия Александра) и другие исторические детали заимствованы у Хукбальда Эльнонского. В X в. неаполитанский агиограф субдиакон Пётр составил собственную версию Мученичества Кирика и Иулитты (по мнению исследователей, текст субдиакона Петра сохранился не полностью). К XIII–XIV вв. исследователи относят эпитомы «апокрифического» Мученичества в составе крупных доминиканских легендариев, самый ранний из них – «Сокращение деяний и чудес святых» Жана де Майи (1230 гг.), в котором Мученичество Кирика и Иулиты осуждается как недостоверное. Краткие сказания о Кирике и Иулитте включены в «Зерцало истории» Винцента из Бове и в «Золотую легенду» Иакова из Варацце, который опирался на эпитомы Варфоломея Тридентского (1240 гг.) и Винцента из Бове. Иаков из Варацце привёл датировку гибели мучеников, восходящую, по мнению исследователей, к Хукбальду Эльнонскому (около 230 г., при императоре Александре Севере). Эта дата указана и в «Перечне святых» Петра Наталиса (около 1370 г.). Литургическое поминовение Кирика и Иулитты на Западе совершалось 16 июня или 15 (16) июля, в испанской традиции – 13 июня. Под 16 июня память мучеников указана в Мартирологе Иеронима Стридонского: «В Антиохии (поминовение) святых Кирика и его матери Иулитты, и с ними 404 мучеников». Под 14 мая значится поминовение 404 мучеников, пострадавших с Кириком. Поскольку первоначальная редакция Мартиролога (Северная Италия, первая половина V в.) сохранилась лишь в галльской обработке конца VI в., исследователям неясно, каким временем следует датировать эти записи. Упоминание о 404 (или 444) мучениках, скорее всего, по мнению исследователей, восходит к «апокрифическому» Мученичеству, но данные о том, что они пострадали в Антиохии, исследователи не находят подтверждения в агиографической традиции. В римских богослужебных книгах самые ранние сведения о поминовении Кирика и Иулитты относятся к VIII в. Память Кирика под 15 июля указана в римских лекционариях типа L (по Т. Клаузеру), который был сформирован около 740 г. Однако в римских сакраментариях VII–VIII вв. и в дополнениях Бенедикта Аньянского к сакраментарию Григория поминовение мучеников отсутствует, нет данных и о посвящённых им богослужебных текстах. В более поздних источниках поминовение Кирика и Иулитты (иногда только Кирика) указывалось под разными датами, чаще всего под 16 июля (в основном, в книгах из Франции и Англии, с XI в.). Согласно некоторым богослужебным книгам итальянского происхождения (например Латеранскому миссалу XIII в. и фрагментарному миссалу X–XI вв. из Болоньи, а также итальянским календарям XIII–XV вв.), память Кирика и Иулитты совершалась 15 июля. Под 15 июля запись о поминовении Кирика и Иулитты, заимствованная, по мнению исследователей, из Мартиролога Иеронима Стридонского, внесена в Мартиролог Беды Достопочтенного (между 725 и 731 гг.).

 



 
PR-CY.ru