КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич - Страница 14

Церковь и государство – два измерения одного живого тела, единого общества; чтобы общество было «живым», церковь и государство в нём должны находиться в определённом и устойчивом отношении друг к другу: «...Государство совершенно безотносительное к Церкви... невозможно». И если «общество понимает свою жизнь так, что в ней временное должно служить вечному, то и государственное устройство этого общества должно служить Церкви». Две стороны живой общественности равно действительны в ней, но не равно существенны. Отношение к церкви и отношение к земному государству существуют в ней не в равенстве, а в иерархическом единстве. Государство должно «поставить себе главной задачей своего существования – беспрестанно более и более проникаться духом Церкви и… в своём существовании видеть только средство для полнейшего и удобнейшего водворения Церкви Божией на земле». Цель существования государства – обеспечение условий для воплощения идеала церкви, создание гражданам условий для жизни согласно убеждению веры. Первое, что должно делать государство для достижения этой цели, – проникаться духом господствующей веры народа: в православном народе правительство также должно быть православным. Существенное разногласие в этом отношении, по мысли И.В. Киреевского, весьма опасно для самосознания общества, для здорового развития общественной жизни: «...Благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений». Вторая задача государства в верующем обществе – охрана веры и нравственности народа, образуемых воспитательным влиянием церкви. Эта задача отрицательная, но столь же важная: запрещение публичных религиозных практик и обычаев, оскорбляющих религиозные чувства народа; недопущение в общественный оборот всего препятствующего «свободному выражению... нравственных понятий». В России, например, всё, что даёт «ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности», «искажает душу России и убивает её здоровье нравственное, гражданское и политическое». В христианском государстве церковь господствует, государство служит ей; при этом они не заменяют друг друга: церковь, господствуя, не «государствует», не притязает на светскую власть или формальное господство над ней, как не намерена и пользоваться светской силой государства для духовных целей. Ни одна из сторон не вправе прибегать к внешне-полицейской силе государства для достижения христианских целей (обращения неверующих или воссоединения инаковерующих): «инквизиционный образ действия» в православном обществе незаконен и только рождает и поддерживает расколы и нестроения. Практика административного контроля и санкций может, согласно И.В. Киреевскому, только вредить достижению просветительных целей церкви. Государство служит, прежде всего, церкви и её целям и лишь постольку может служить своим собственным целям; оно не подчиняет себе церковь административно. Государство «стоит Церковью», т.е. оно тем более крепко и благополучно, чем больше гражданская власть проникается учением церкви; поэтому в России первое условие благополучного правления главы светского государства составляет православие; оно же есть залог правильного устроения самой России. Власть государства и его главы опирается на нравственный фундамент народного «убеждения веры» и его хранительницы – церкви. Государство, его институты и его глава, составляя порядок светской администрации, будучи заняты обеспечением мирских благ, не могут претендовать на значение органов или главы духовной власти.

 



 
PR-CY.ru