КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Помимо этих владений власти Киевского Златоверхого монастыря на свои средства купили под Киевом несколько больших земельных наделов. Уже в это время некоторые монастырские крестьяне в качестве повинности в пользу обители должны были делать плот, «монастырь городити, и кельи ставити» (Архив Западной Руси, том 2). Большое внимание обители уделял и киевский воевода князь Константин Иванович Острожский, и другие православные магнаты, и шляхта. Среди них исследователи отмечают представителей таких видных семей Юго-Западной и Южной Руси, как князья Белевские, Вишневецкие, Гольшанские, Друцкие, Дубровицкие, Корецкие, Мосальские, Одинцевичи, Олельковичи-Слуцкие, Полубенские, Пронские, Сангушки и Сокольские. Влиятельным вкладчиком обители был и близкий родственник православных магнатов Ходкевичей и известный организатор казачьей службы в Южном Поднепровье (см. Запорожская Сечь) каневский и черкасский староста пан Евстафий Иванович Дашкевич (ум. в 1535 г.), который в начале XVI в. некоторое время служил в Москве, а также Феодора Сангушка, жена пана Богуша Михаила Боговитиновича (ум. в 1530 г.). Среди видных боярских семей исследователи выделяют Кмит, Скуминых, Тышкевичей и Хребтовичей, а также выходцев из Смоленска бояр Плюсковых и Ходыкиных. Среди киевлян вкладчиками были игумены и монахи как Киевского Златоверхого монастыря, так и других киевских обителей и церквей (например, Печерского и Николо-Пустынского монастырей, Борисоглебского храма, церкви Николы Десятинного). Из числа шляхты, духовенства и мещан «русьских» земель Великого княжества Литовского – лица, проживавшие в таких городах, как Белая Церковь, Бобруйск, Брацлав (в Подолии), Бужск, Винница, Владимир-Волынский, Гомель, Друя, Дубно, Ковель, Коломыя, Корсунь, Лутава, Луцк, Львов, Любеч, Могилёв, Мстиславль, Овруч, Остёр, Речица, Рогачёв, Свислочь, Слуцк, Сокаль, Степань, Черкассы, Чернобыль и др. Таким образом, основными центрами страны помимо Киева и Киевской земли, население которых активно поддерживало связи с Киевским Златоверхим монастырём, в Юго-Западной Руси были Подолия и Волынь, а в Белой Руси – Полесье и Посожье. При этом несколько раз вклады в обитель также делали казаки, в том числе из тех, кто проживали в Запорожской Сечи. Благодаря такой всесословной материальной поддержке вкладчиков в XVI – начале XVII в. Киевский Златоверхий монастырь наряду с Киево-Печерским и Николо-Пустынским монастырями стал одной из самых богатых духовных корпораций в Среднем Поднепровье. В 1612 г. польский король Сигизмунд III Ваза вопреки сложившейся традиции отдал Киевский Златоверхий монастырь и его имущество униатскому митрополиту Ипатию Потею, который должен был вступить во владельческие права после смерти настоятеля (1601–1618 гг.) игумена Иоасафа (Мировского). Однако этот королевский приказ не был выполнен из-за преждевременной смерти митрополита и сопротивления населения Киева и казаков, которые в 1618 г. поддержали нового настоятеля Киевского Златоверхого монастыря игумена Иова (Борецкого). В 1620 г. он был хиротонисан во митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. В годы настоятельства митрополита Киевского Иова (Борецкого) Киевский Златоверхий монастырь стал митрополичьей резиденцией.

 



 
PR-CY.ru