КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КИЕВСКИЙ ЗЛАТОВЕРХИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Киеве. Основан в начале XII в. Точное время основания Киевского Златоверхого монастыря исследователям неизвестно. В мае 1093 г. упоминается церковь «у святого Михаила», где, собрав войска против половцев, военно-политический союз заключили Киевский великий князь Святополк (Михаил) Изяславич и Черниговский князь Владимир (Василий) Всеволодович Мономах («Полное собрание русских летописей», том 2). По мнению Ярослава Николаевича Щапова, речь могла идти о Михайловском соборе будущего Киевского Златоверхого монастыря. Однако вряд ли сбор войск проходил в верхней части города. Отсутствие упоминания в летописях о более статусном киевском во имя Димитря Солунского мужского монастыря даёт исследователям основание полагать, что в источнике говорилось о Михайловской церкви киевского Выдубицкого мужского монастыря, рядом с которым располагался княжеский Красный двор. 11 июля 1108 г. на средства правителя Киева был заложен каменный собор («Полное собрание русских летописей», том 1, том 2), посвящённый архангелу Михаилу – небесному покровителю великого князя Святополка Изяславича. Позднее с западной стороны к Михайловскому собору была пристроена круглая лестничная башня, а в 1110–1120 гг. – небольшой храм-крещальня – таким образом, как полагают исследователи, одной из целей создания Киевского Златоверхого монастыря было продолжение крещения городского и сельского населения Киева. В середине XVII в. игумен Феодосий (Сафонович) считал, что на том месте раньше могло находиться языческое капище. В поздней традиции 1672 г., вслед за игуменом Феодосием, и до начала XXI в. основание собора ошибочно приписывалось Киевскому митрополиту Михаилу, однако археологические раскопки не подтвердили эту версию. Михайловский собор, как и Десятинная церковь, был воздвигнут на месте древнего некрополя, где раньше производились погребения с сожжением. Исследователи полагают, что его материальные остатки игумен Феодосий ошибочно принял за следы языческого капища. Михайловский собор находился на территории совместного родового богомолья Изяславичей – киевского Димитриевского монастыря, переданного в 1128 г. властям Киево-Печерского монастыря, несмотря на имевшиеся по этому поводу протесты («с грехом великим и неправо»). По мнению исследователей, князья Юрий и Вячеслав Ярославичи не смогли воспользоваться своим законным правом родового выкупа, и южная часть Михайловской горы вместе с киевским Димитриевым монастырём осталась во владении братии Киево-Печерской обители. Впрочем, несмотря на это событие, по крайней мере, треть обители, включая Михайловский собор – богомолье Святополчичей, сохранила церковную независимость. В летописном рассказе 1113 г. о погребении в Михайловском соборе его ктитора, Киевского великого князя Святополка Изяславича, не говорится о существовавшем при нём монастыре, но отмечается, что в связи со смертью правителя Киева его вдова раздала «много… богатьстьво монастыремъ, и попомъ и оубогымъ» («Полное собрание русских летописей», том 2). Исследователи полагают, что семья Святополчичей организовала вотчинный монастырь при Михайловском соборе лишь после кончины его основателя и ктитора.

 



 
PR-CY.ru