КЕРИНФ - Страница 6

Основным методом интерпретации взглядов этих раскольников в исследовательской литературе является определение их места в системе, основанной на противопоставлении иудеохристианства и гностицизма, как их понимает современная историческая наука, несмотря на то что вопрос о существовании такой оппозиции в столь ранний период остаётся открытым. Таким образом., как и в случае с прямыми свидетельствами, эти тексты при использовании их в качестве косвенных источников сведений о Керинфе могут быть интерпретированы в поддержку как теории об иудеохристианской основе его учения, так и мнения о его гностическом характере. В соответствии с иной точкой зрения учение Керинфа в той степени, в какой оно известно по прямым источникам, значительно более развито (прежде всего, в космологическом аспекте), чем осуждаемая в Первом послании Иоанна система взглядов, которая поэтому должна рассматриваться только в качестве предшественницы системы Керинфа или даже вообще вне всякой связи с ней. В полемике об оппонентах автора Первого послания Иоанна и об их связи с Керинфом важное значение имеет высказывание Иринея Лионского о том, что проповедью Евангелия ученик Господа Иоанн хотел устранить распространяемое Керинфом заблуждение. Опираясь на это свидетельство, некоторые исследователи относят начало противостояния Иоанна и Керинфа ко времени появления Евангелия от Иоанна и даже находят в этом Евангелии прямую полемику с некоторыми идеями Керинфа (например, слова о Духе, пребывающем на Иисусе (Ин. 1:32–34), понимаемые как опровержение христологии Керинфа, в которой разделяются Иисус и Христос). Их оппоненты отрицают наличие противостояния, указывая на отсутствие в Первом послании Иоанна критики космологических построений Керинфа, а также на невозможность исключить контаминацию сведений о Керинфе ещё до того, как их воспринял Лионский епископ Ириней. При всём различии взглядов на проблему в целом большинство исследователей не отрицают, что ряд высказываний в Первом послании Иоанна (1 Ин. 2:22; 4:2–6; 5:6) имеют предметом критики христологию, типологически сходную с той, которая известна по прямым сообщениям источников о Керинфе. Источники не содержат точных данных о происхождении и значении имени Керинф. Греческие авторы использовали слово «керинф» для обозначения продукта, производимого пчёлами из цветочной пыльцы, – перги, или «пчелиного хлеба»; Керинфом также назывался небольшой город, располагавшийся на северо-востоке острова Эвбея. Свидетельства употребления имени Керинф в античных текстах немногочисленны и неоднозначны; они не дают исследователям оснований для этнической, социальной или профессиональной идентификации Керинфа. Данные источников о времени жизни Керинфа противоречивы. Согласно «Посланию апостолов», Керинф был современником Симона Волхва и апостола Иоанна Богослова, т.е. жил и проповедовал в середине I в., что противоречит хронологии Епифания Кипрского, который считал Керинфа современником Василида и Саторнила, непосредственно предшествовавших Валентину.

 



 
PR-CY.ru