КЕРИНФ - Страница 2

В «Диалоге» Гаий упоминает о сочинении Керинфа «Откровения», которое, по словам Гаия, содержало лживые рассказы о чудесах, показанных ангелом, хотя сам Керинф выдавал эти тексты за сочинение «великого апостола». В «Откровениях», как пишет Гаий, Керинф утверждал, что после воскресения наступит 1000-летнее земное царство Христа, и люди во плоти, потворствуя желаниям и предаваясь наслаждениям, будут жить в Иерусалиме в «брачном празднестве». Негативную характеристику «Откровений» Керинфа со стороны Гаия, а также их тематическое и терминологическое подобие некоторым текстам из Откровения Иоанна Богослова (ср.: Откр. 7:2; 19:7–8; 20:4–6 ) исследователи соотносят с полемикой, засвидетельствованной в сочинении «Главы против Гаия» («Gapita Contra Gaium»), и с тем, что сообщает Епифаний Кипрский о еретиках, отвергавших сочинения Иоанна Богослова. Такое сопоставление позволяет исследователям предположить, что Гаий был одним из тех, о ком сообщает святитель Епифаний, называя их алогами (вместе с тем это отождествление принимают не все исследователи). Исследователи выдвигали гипотезу, что алоги связывали осуждаемые ими сочинения Иоанна Богослова с трудами Керинфа, причиной чего могло быть в числе прочего неверное истолкование ими рассказа о крещении Иисуса в Евангелии от Иоанна (Ин. 1:14–37), в котором они видели сходство с известным им по ересеологической традиции учением Керинфа о схождении небесного Христа на земного Иисуса. Исходя из сохранившихся в передаче сирийского писателя Дионисия бар Салиби (XII в.) фрагментов сочинения «Главы против Гаия», которое приписывалось Ипполиту Римскому, некоторые исследователи заключали, что, по мнению Гаия, Откровение Иоанна Богослова и Евангелие от Иоанна были на самом деле написаны Керинфом. Вместе с тем в конце XX – начале XXI в. эта гипотеза была оспорена и в настоящее время признаётся недостаточно обоснованной. Сведения о Керинфе, которые приводит Ипполит Римский, в основном, представляют собой цитаты из сочинений Иринея Лионского. Исключением является упоминание о полученном Керинфом «в Египте» (или о «египетском») образовании. Эту ремарку некоторые исследователи понимают буквально – как географическое уточнение данных священномученика Иринея. По мнению других учёных, её следует рассматривать в контексте ересеологической концепции Ипполита Римского, где каждое из осуждаемых учений имеет свои географические и историко-философские характеристики. Так, Саторнил происходит из Антиохии, Маркион – из Понта, Препон – из Ассирии, Вардесан – из Армении, так что «египетское» происхождение Керинфа дополняет этот список. То же и с генезисом идей: учение Валентина берёт начало от Платона и Пифагора, Василида – от Аристотеля, Маркиона – от Эмпедокла, а Керинф составил своё учение «не от Писаний, но от египетских мнений». Александрийский епископ Дионисий Великий (конец II – III вв.), в сохранившемся во фрагментах трактате «Об обетованиях» («De promissionibu»), который посвящён полемике с Арсинойским епископом Непотом, упоминает о лицах, считавших Откровение Иоанна Богослова сочинением Керинфа.

 



 
PR-CY.ru