КЕРИНФ

КЕРИНФ – согласно христианской ересеологической традиции, один из древних еретиков (см. ст. Ересь, Еретик); исследователи полагают, что Керинф развивал своё учение в середине I – начале II вв. Сочинения Керинфа и сообщения о нём его современников или последователей не сохранились; все имеющиеся сведения извлекаются исследователями из сочинений христианских авторов, живших позже его и критически настроенных по отношению к его взглядам. Среди прямых упоминаний и изложения его взглядов – «Послание апостолов». В этом христианском памятнике, написанном в середине II в. на греческом языке, но сохранившемся только в эфиопском, коптском и фрагментарном латинском переводах, содержится древнейшее из известных свидетельств о Керинфе. Прямых указаний о месте написания «Послание...» не имеет. Исследователи предполагают, что оно было создано в Малой Азии или в Египте (ср. ст. Послания апостолов апокрифические). В «Послании...» Керинф упоминается дважды, оба раза вместе с Симоном Волхвом. Они характеризуются как лжеапостолы и враги Иисуса Христа, хитростью отвращающие людей от Евангелия (прямого изложения учения Керинфа в «Послании...» нет). Древнейшее изложение взглядов Керинфа содержится в сочинении «Против ересей» Иринея Лионского (II в.). В его классификации учение Керинфа рассматривается среди источников учений Валентина и Птолемея. В этом ряду Керинф следует за Симоном Волхвом и Менандром, Сатурнином (Саторнилом), Василидом и Карпократом (ср. ст. Гностицизм). Ириней Лионский разбирал мнения Керинфа в одной главе с учениями эбионитов (чьи взгляды «в отношении к Господу», по его словам, такие же, как у Керинфа и Карпократа) и николаитов. После Керинфа следуют Кердон, Маркион, Татиан, энкратиты и др. Посвящённые учению Керинфа фрагменты сочинения Иринея Лионского сохранились в латинском переводе; греческий оригинал исследователи восстанавливают по цитатам в «Опровержении всех ересей» Ипполита Римского. Согласно свщенномученику Иринею, Керинф, как и большинство других предшественников Валентина, полагал, что мир был сотворён не «первым Богом» (primus deus), но «некой силой», отличной от непознаваемого для неё «всё превышающего начала» (principalitas quae est super universa). Человека Иисуса Керинф считал рождённым, «как и все прочие люди», сыном Иосифа и Марии, на которого при крещении в виде голубя сошёл Христос от верховного Бога, предоставив ему таким образом способность проповедовать «неведомого Отца» (incognitus pater) и совершать чудеса. Этот божественный Христос покинул человека Иисуса во время Страстей. Об эсхатологических воззрениях Керинфа Ириней Лионский ничего не сообщает. Помимо изложения взглядов Керинфа священномученик Ириней, ссылаясь на традицию, восходящую к епископу Смирнскому Поликарпу (II в.), приводит историю об «ученике Господнем» Иоанне, который, будучи в Эфесе, направился в баню, но, увидев, что там Керинф, немедленно бросился прочь со словами: «Бежим, а то как бы не обрушилась баня, ведь в ней Керинф, враг истины». В «Церковной истории» епископ Кесарии Палестинской Евсевий (III–IV вв.), приводит фрагмент несохранившегося сочинения, представлявшего собой диалог «церковного человека» Гаия и монтаниста Прокла.

 



 
PR-CY.ru