КЕРИНФ - Страница 3

В критическом изложении учения Керинфа о 1000-летнем царстве Христа важное значение имеет упоминание о «праздниках, жертвах и священных жертвоприношениях», которыми, по мнению Керинфа, будет сопровождаться это царство, что, по мнению исследователей, может указывать на влияние иудейских религиозных традиций на учение Керинфа. Епифаний Кипрский посвятил Керинфу и его последователям отдельную главу в сочинении «Против ересей». Он представляет Керинфа современником и участником событий, описанных в книге «Деяния святых апостолов». Согласно Епифанию, Керинф был «первым из противников апостола Петра», когда тот пришёл к Корнилию. Впоследствии Керинф уже в Иерусалиме вместе со своими учениками возбуждал недовольство недопустимым с точки зрения закона обращением апостолов Петра и Павла с христианами из язычников и принимал непосредственное участие почти во всех известных из книги «Деяния святых апостолов» конфликтах, связанных с вопросом о необходимости соблюдения христианами законодательства Моисея (ср.: Деян. 15:24; 21:28). Следуя священномученику Иринею, святитель Епифаний отмечал, что учение Керинфа мало чем отличается от учения Карпократа. В целом сведения, которые он приводит о взглядах Керинфа, противоречивы. Одни его утверждения характеризуют Керинфа как сторонника иудеохристианства, а другие – как гностика. Так, согласно Епифанию, Керинф негативно высказывался о Боге Законодателе и утверждал, что мир сотворён ангелами, но в то же время «отчасти придерживался иудаизма» и следовал установлениям законодательства Моисея. Епифаний обращает внимание на это явное противоречие во взглядах Керинфа и разрешает его, предполагая, что в Иерусалиме и Галатии Керинф придерживался иудеохристианства, а позднее в Малой Азии стал проповедовать собственные идеи. Исследователи отмечают, что Епифаний умалчивает о хилиастских идеях Керинфа, хотя должен был знать о них из источников, которые использовал в своей работе. Епифаний, сообщая о последователях Керинфа, первым из христианских писателей приводит их наименования; он называет их керинфианами (второе название, по его предположению, происходит от имени некоего сотрудника Керинфа Меринфа или от второго имени самого Керинфа). Епифаний говорит, что они были достаточно многочисленны не только в Азии, но и в Галатии. Характерные для иудеохристиан взгляды, которые Епифаний усваивает последователям Керинфа, во многом соответствуют учению эбионитов, о чём он сам неоднократно писал. Кроме того, в его версии истории о встрече апостола Иоанна Богослова с еретиком в эфесской бане участвует не Керинф, как у Иринея Лионского и Евсевия Кесарийского, а Эбион. Согласно Епифанию, керинфиане принимали Евангелие от Матфея, но в особой редакции; учили о необходимости обрезания для всех христиан; не признавали апостола Павла; утверждали, что Христос ещё не воскрес, но воскреснет в будущем, при всеобщем воскресении мёртвых (хотя ранее говорилось, что, согласно Керинфу, Христос уже воскрес); они практиковали крещение за умерших некрещёными, и их учению противостоял апостол Павел в Коринфе (ср.: 1 Кор. 15). Епифаний упоминает о том, что, призывая принимать обрезание, последователи Керинфа ссылались на Евангелие от Матфея, а именно на слова о том, что ученику следует уподобиться учителю (Мф. 10:25; 28:5).

 



 
PR-CY.ru