КЕРИНФ - Страница 4

Традиция, по которой Керинф был современником Иисуса Христа и апостолов, засвидетельствованная в «Послании апостолов» и у Епифания, отражена также в так называемых списках апостолов, которые являются особым жанром христианской письменности (см. ст. Апостольские списки). Согласно этим свидетельствам, Керинф некогда принадлежал к числу 70 или 72 апостолов, но впоследствии отпал от истинной веры и стал отрицать божественность Христа. Так, в одном из наиболее ранних списков, составленном, как предполагают исследователи, в Сиро-Палестинском регионе в IV–VI вв., говорится о «Коринфе, ересеархе от 72 учеников»; он упомянут в числе учеников, впоследствии отпадших от веры. Схожие свидетельства исследователи встречают ещё в двух сирийских списках, где Керинф упоминается в ряду отпадших учеников вместе с Эбионом. В более позднем сочинении «Пчела», созданном несторианским епископом Басры Соломоном (XIII в.), приводятся имена 12 отступников из числа учеников, которые «совершенно отвергли божество нашего Господа по наущению Керинфа» (таким образом, Керинф объявляется уже не отступником, а ересеучителем). По мнению современных исследователей, эта группа свидетельств представляет интерес с точки зрения истории ересеологической литературной традиции, однако не может быть использована для реконструкции жизни и учения Керинфа. Первое упоминание о Керинфе в латинской христианской литературе содержится в приписываемом Тертуллиану (II–III вв.) сочинении «Против всех ересей», которое зависит от греческой ересеологической традиции. В классификации этого источника (так же как у греческих авторов) Керинф представлен хронологически и идеологически близким к Карпократу. Обращаясь к взглядам Керинфа, автор излагает его учение о том, что сотворение мира и дарование закона – это дело «ангела», которому, согласно Керинфу, и поклоняются иудеи, а также учение о рождении Иисуса как обычного человека от Иосифа и Марии. О Керинфе упоминает Бриксийский епископ Филастрий (IV в.) в сочинении «О различных ересях». В приводимых им данных исследователи видят зависимость от Епифания Кипрского или от некой общей традиции. Учение Керинфа в его изложении содержит иудеохристианские и гностические черты, но лишено хилиазма, который появляется позднее, в изложении учения Керинфа у Гиппонского епископа Августина Блаженного. Так, Филастрий сообщает, что Керинф учил о сотворении мира «ангелом», отождествлял этого «ангела» с иудейским Богом Законодателем, принимал только Евангелие от Матфея, отвергал сочинения апостола Павла и «Деяния святых апостолов», учил о необходимости обрезания и соблюдения субботы, утверждал, что Иисус Христос должен воскреснуть из мёртвых в будущем. В анонимном сочинении «Praedestinatus» (V в.) последователями Керинфа называются противники апостола Павла, полемике с которыми посвящено Послание к Галатам (эти же данные в различных вариантах воспроизводятся и в других латинских источниках). Бесспорных указаний на Керинфа нет в текстах из библиотеки Наг-Хаммади. Но некоторые исследователи реконструируют заглавие «Апокрифического послания Иакова» так, что в нём упоминается «брат Керинф» или «сын Керинф», а сам трактат интерпретируют как священный текст керинфиан.

 



 
PR-CY.ru