КЕРИНФ - Страница 5

Основой аргументации при этом служит анализ содержания трактата, обнаруживающего сходство с тем, что известно об учении Керинфа из других источников; однако эта точка зрения не поддерживается большинством учёных. Сирийский христианский писатель Феодор бар Кони (VIII в.) в «Книге схолий» указывает на сходства в учении последователей Керинфа, эбионитов и назореев, тем самым классифицируя его как иудеохристианское. Об основоположниках керинфианства он писал, что один из них происходил из Коринфа, а другой – из Керифа, чем, по его мнению, объясняется название ереси. Далее Феодор бар Кони сообщает, что керинфиане по происхождению иудеи и учат об обрезании, о сотворении мира ангелами и о том, что Иисус стал Христом вследствие совершенства Своей жизни. В другом месте он пишет, что, согласно ереси Керинфа, после воскресения на земле настанет 1000-летнее царство Христа, в котором избранные будут наслаждаться плотской блаженной жизнью в Иерусалиме; он также приводит историю о встрече Иоанна с Керинфом в Эфесе и повторяет сказанное ранее об учении керинфиан. О Керинфе упоминается также во многих других ересеологических, богословских и исторических сочинениях патристической литературы, однако эти упоминания почти ничего не добавляют к тому, что известно из более ранних источников. Помимо источников, прямо упоминающих о Керинфе и излагающих его учение, в исторической и патрологической литературе в качестве косвенных свидетельств о его взглядах рассматриваются тексты, которые по каким-либо причинам могут быть признаны опровержением его мнений. Так, в «Послании апостолов» особенно подчёркивается божественность Иисуса Христа, тождественность воскресшего Иисуса Христа и Спасителя, учение о девственном рождении, учение о Боговоплощении и распятии Иисуса Христа во плоти, учение о том, что Сыну Божию дана власть от Отца, божественное призвание апостола Павла, а также эсхатологическое учение об ожидающей праведников в Царстве небесного Отца мирной будущей жизни. По мнению некоторых исследователей, христологические формулировки «Послания...» являются опровержением учения Керинфа о различии земного Иисуса и небесного Христа; подчёркивание значения апостола Павла может быть объяснено скрытой полемикой с иудеохристианством, а учение о будущей жизни в покое – с гедонистическим хилиазмом, т.е. с такими взглядами, которые также усваиваются Керинфу в других источниках. В то же время пространные рассуждения «Послания...» о воскресении Иисуса и учеников никак не соотносятся с тем, что известно об учении Керинфа; идеи Керинфа о непричастности высшего Бога к творению мира, напротив, не нашли отражения в «Послании...»; требование соблюдать заповеди Ветхого Завета не соответствует идее полемики с иудеохристианством. Таким образом, хотя учение «Послания...» могло быть сформулировано под влиянием полемики с Керинфом, этим объясняются не все его особенности, что значительно затрудняет его использование в качестве источника сведений об учении Керинфа. В литературе о Новом Завете и раннем христианстве были предприняты попытки отождествить с Керинфом или его последователями неизвестных лиц, мнения которых осуждаются в Первом послании Иоанна. Из текста Послания следует, что речь идёт об отколовшейся от общины – адресата Послания группе христиан (1 Ин. 2:19), а причиной раскола послужили различия в понимании христологии (1 Ин. 2:22; 4:15; 5:1, 5).

 



 
PR-CY.ru