КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор - Страница 9

Однако наиболее вероятным исследователи считают предположение о том, что в «Виварии» не было какого-то специального устава, регулировавшего жизнь монахов, которая строилась на относительно свободных началах. Неясным для исследователей остаётся также вопрос о том, был ли Кассиодор монахом, о чём упоминается, в частности, в «Истории рода Кассиодоров» («monachi servi Dei»), а также содержатся некоторые неясные намёки в других сочинениях Кассиодора. По мнению исследователей, Кассиодор формально не принимал на себя монашеских обетов и не вступал в число братий монастыря, от которых он жил отдельно, имея собственную библиотеку и ощущая себя их покровителем и учителем. Однако это не мешало Кассиодору вести вместе с братиями аскетический образ жизни, участвовать в монастырском богослужении и соблюдать заведённые в монастыре правила питания и ношения одежды. Кассиодор продолжал заниматься литературной деятельностью до глубокой старости, и внушительный список написанных им в этот период трудов приводится в предисловии его последнего сочинения. Исследователи полагают, что он никогда не покидал «Вивария», хотя одно выражение из его «Наставлений» – «устав от длительного путешествия» («longa peregrinatione fatigatus») – дало повод некоторым исследователям предполагать, что Кассиодор время от времени путешествовал. Однако это выражение, очевидно, означает: «Устав от долгого земного пути», т.е. от долгой жизни. В возрасте 93 лет Кассиодор по просьбе монахов монастыря написал сочинение «Об орфографии», которое рассматривал как завершение своих литературных трудов (totius operis nostri conclusionem). Исследователи полагают, что вскоре после этого Кассиодор мирно завершил свой земной путь в «Виварии» (предположение о том, что Кассиодор дожил до ста лет, основывающееся на неубедительной интерпретации одного выражения из толкования Кассиодора на 100-й псалом: «centenarii numeri fecunditate provectum» (букв. «пройдя изобилие сотницы») – не заслуживает доверия исследователей. Точная дата смерти Кассиодора исследователям неизвестна; исследователи предполагают, что он умер около 580 г. По всей вероятности, Кассиодор никогда не был канонизирован церковью. В VIII–IX вв. была составлена легенда о том, что Кассиодор претерпел мученическую кончину вместе с некими Сенатором, Виатором и их матерью Доминатой в правление императора Антонина Пия (138–161 гг.), что является анахронизмом. Вместе с тем некоторые позднейшие западные церковные писатели причисляли Кассиодора к «блаженным» («beatus») и «учителям Церкви» («doctor Ecclesiae»). О существовании какого-то местного почитания Кассиодора на его родине может свидетельствовать и обнаруженная в 1952 г. на саркофаге из церкви Сан-Мартино-ди-Копанелло близ Скуиллаче надпись на греческом языке, в которой к некогда покоившемуся там Кассиодору обращаются как к святому и заступнику.

 



 
PR-CY.ru